Лебединая пара нашего театра — Мягков и Вознесенская

Коллекция. Караван историйРепортаж

Когда Ефремов стал ухаживать за Вознесенской, Мягков не сказал ему ни слова

«Лет восемь назад передо мной стояла нелегкая задача: уговорить на интервью Мягкова и Вознесенскую. Я была прекрасно осведомлена, что с прессой они не общаются. И зная, что в этой семье все решает Анастасия Валентиновна, решила звонить ей», — вспоминает главный редактор Анжелика Пахомова.

Подготовила Анжелика Пахомова

Фото: «Мосфильм»

Признаться, Вознесенская у меня ассоциировалась с циничной героиней актрисы из фильма «Гараж», и я ее побаивалась. Когда позвонила и представилась, Анастасия Валентиновна спросила:

— Это вы писали о Ефремове?

Я ответила:

— Да.

— Тогда поговорим.

Из беседы выяснилось, что Мягков и Вознесенская — преданные почитатели Олега Николаевича, с которым работали всю жизнь. Они прочли все статьи о нем, которые я тогда часто писала, и запомнили имя автора. Вот так Ефремов помог...

Забегая вперед, скажу, что бесконечные (длившиеся больше года!) переговоры об интервью так ничем и не закончились, поскольку Мягков заболел и они с Анастасией Валентиновной отказались от запланированной съемки и интервью. Но, готовясь и обсуждая детали, мы подружились с Вознесенской, и многое, о чем тогда говорили, я сохранила в виде записок. Конечно, эти разрозненные цитаты не тянут на полноценное интервью, но об их уникальности говорит тот факт, что Анастасия Валентиновна почти не соглашалась на беседы с журналистами! Она же мне посоветовала пойти в музей МХТ и поискать там воспоминания Мягкова о Ефремове, которые он написал для мхатовского сборника вскоре после смерти Олега Николаевича. (Прямую речь Мягкова из этих уникальных воспоминаний я привожу в статье.)

— А что, Андрей Васильевич пишет? — удивилась я.

— А как же! — ответила Вознесенская. — Понимаете, я очень люблю литературу. Прочла, наверное, всех русских и зарубежных классиков. Но особенно люблю хорошие детективы. Это такой жанр, который сейчас выродился, ничего нового нет. И когда я сказала об этом мужу, он стал сам писать, для меня.

Так родилась детективная трилогия Андрея Мягкова «Сивый Мерин» о работнике уголовного розыска по имени Сева Мерин. Ее и сейчас можно прочесть в Сети или купить у букинистов.

Когда мы обсуждали детали будущей фотосессии для журнала, Вознесенская предложила:

— А как вам идея снять нас на каком-нибудь бульваре, где рисуют художники? И Андрей Васильевич с мольбертом, в шарфике. Для съемки все есть.

— Мольберт, краски, кисти? Что, Андрей Васильевич рисует? — удивилась я.

— Конечно! И очень неплохо.

Олег Ефремов, 60-е годы. Фото: из архива музея театра «Современник»

Так я узнала, что Мягков уже давно занимается живописью. Написал портреты многих своих коллег, Михаила Горбачева и, конечно же, жены. «Андрей обожал мою маму, тещу, — рассказывала Анастасия Валентиновна. — И вот однажды она смотрит на эти мои портреты и говорит: «Ты знаешь, мне кажется, все-таки он тебя не очень любит...» Мы потом с мужем долго смеялись над этим высказанным впечатлением».

Свой талант художника актер не афишировал. Он был скромным человеком, сторонился светской суеты, не любил внимания к себе со стороны поклонников, прессы. В наших разговорах постоянно подчеркивал, что это будет их совместное с Анастасией Валентиновной интервью. И говорил, что своим успехом в кино и театре он обязан в первую очередь ей. Как-то я спросила его:

— Почему вы сейчас не снимаетесь в кино?

— Потому что предлагают убивать, грабить, лгать, грубить, красть... Мне продолжать? Такое предлагают, что оскорбляешься. Кино стало бесчувственное, американизированное. Не сниматься в современном кино — моя позиция, — сказал тогда Андрей Васильевич.

А Анастасии Валентиновне я не могла не задать, может быть, и очень личный, но важный вопрос о детях. Ведь это так обидно, когда талантливые люди не оставляют наследников — неважно, продолжат ли они дело своих родителей или их способности передадутся через одно-два поколения.

— Не жалели, что с детьми не сложилось? — спросила я у Вознесенской.

— Мы хотели детей, но, наверное, не настолько, чтобы их иметь, — честно ответила она. — Мы не представляли свою жизнь без кино и театра. И сейчас не могу сказать, что о чем-то жалеем.

Мягкову приписывали роман с Мирошниченко

Мягков и Вознесенская познакомились в Школе-студии МХАТ, где учились на одном курсе, хотя Мягков был на пять лет старше своей невесты. Он приехал из Ленинграда и долгое время так скучал по родному городу и родителям, что ездил по выходным на «Красной стреле» домой. Отношения с папой и мамой были нежными, несмотря на то что Андрей Васильевич только по их просьбе «окончил нормальный вуз» (химико-технологический). Отец сказал ему, что после этого он может делать что хочет, даже идти в артисты, если не передумает...

Мягкова на курсе окружали красавицы, например с ним учились Вера Алентова и Ирина Мирошниченко. Слухи упорно приписывали ему роман с последней. Молва долгое время преследовала Андрея Васильевича, хотя на самом деле еще студенткой второго курса Мирошниченко вышла замуж за известного и успешного драматурга Шатрова и Мягков с Вознесенской гуляли на их свадьбе. Свадьба же Мягковых (несмотря на то что Вознесенская не сменила фамилию, друзья и коллеги часто их так называли) состоялась в 1963 году, когда Андрей и Анастасия еще учились в Школе-студии МХАТ. А после окончания учебы оба попали к Ефремову в «Современник». Вот как вспоминал об этом Андрей Мягков: «Мы тогда сдавали дипломные спектакли. На «Мещан», где играла Вознесенская, пришел Олег Ефремов. Ей он и сделал приглашение войти в труппу «Современника». Руководители курса сказали:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Андрей Миронов. «Он нравился. Он влюблял в себя. В нем была магия...» Андрей Миронов. «Он нравился. Он влюблял в себя. В нем была магия...»

«Быть артистом — это абсолютно его предназначение. Сцена у него затмевала все»

Коллекция. Караван историй
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Максим Стоянов: Максим Стоянов:

Интервью со звездой сериала «Шифр» Максимом Стояновым

Коллекция. Караван историй
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно» Валерия Федорович: «После «Кухни» мне ничего не страшно»

Думала: что ему до моих проблем? А он отнесся ко мне по-человечески

Караван историй
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Екатерина Иванчикова. Улыбайся! Екатерина Иванчикова. Улыбайся!

Екатерина Иванчикова: «Чудеса случаются, когда ты этого действительно хочешь»

Коллекция. Караван историй
Терапия садом Терапия садом

Я выжила благодаря людям и садам. Сейчас я уже немного знаю про садовую терапию

Afternoon Seasons of life
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Праздник для него Праздник для него

Как организовать праздник, чтобы получилось по-мужски? Несколько простых правил

Лиза
Вон из дома Вон из дома

Подробная инструкция, как распрощаться с ненужными вещами и заодно заработать

VOICE
Бродский и его окружение Бродский и его окружение

Размышляем о роли вина в жизни и поэзии Иосифа Бродского

РБК
Один день в долине Маадим Один день в долине Маадим

Рассказ Станислава Романова «Один день в долине Маадим»

Знание – сила
Винное литературознание Винное литературознание

Как винный дух гуляет по истории литературы, в каких сюжетах и характерах

РБК
Ai-Da ИИ Ai-Da ИИ

Робот-вундеркинд или пустышка

Weekend
Льготы катятся с трудом Льготы катятся с трудом

Сервисы заказа такси заявили о трудностях со льготами для пассажиров с детьми

Ведомости
Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…» Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…»

Все хотят знать, кто такая очаровательная Ника Здорик

Maxim
Вклады в жалобах Вклады в жалобах

Почему растут жалобы на начисление процентов по вкладам и их рекламу

Ведомости
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Немного о городе Гранада и полном роскоши дворце Альгамбра

Знание – сила
Мир начинает борьбу с микропластиком Мир начинает борьбу с микропластиком

Микроскопические частицы пластика проникли всюду и могут влиять на все живое

Монокль
Инвестиции без страха Инвестиции без страха

Создание Первой ткацкой фабрики — уникальный для российского легпрома проект

Монокль
Необычные пейринги к вину: мнения сомелье Необычные пейринги к вину: мнения сомелье

Какие можно попробовать неожиданные и необычные пары к вину?

РБК
Перестройка по-американски Перестройка по-американски

Европейский кризис приносит пользу экономике США

Деньги
Планы на межсезонье Планы на межсезонье

Куда отправятся россияне весной и сколько им на это придется потратить

Деньги
«Трамп считает, что либерализация торговли закончилась» «Трамп считает, что либерализация торговли закончилась»

О логике Трампа и о возможных последствиях его действий

Монокль
Молот Трампа бьет неумолимо, но сил в руке мало Молот Трампа бьет неумолимо, но сил в руке мало

Экономические аспекты введения торговых пошлин США

Монокль
Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке» Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке»

Беседа с Ираклием Квирикадзе о грузинской кухне, рецептах и сценариях

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении