Если ребенок чувствует ложь, что его обманывают — все, пощады не жди!

Коллекция. Караван историйСпорт

Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был»

Беседовал Серго Кухианидзе

Фото: «Комсомольская правда»/Photoxpress.ru

«Дети жестокие, но очень справедливые люди. С ними нельзя сюсюкать. С ними нужно говорить, все объяснять, аргументировать, как со взрослыми, пусть даже порой в достаточно строгой форме. Они это обязательно оценят и еще сто раз скажут спасибо. Если ребенок чувствует ложь, что его обманывают — все, пощады не жди! Дети как никто моментально распознают фальшь. Благодарю Бога, что он дал мне дар — способность разговаривать на одном языке и с 7-летней, и с 15-летней, и с 27-летней».

— Ирина Александровна, позвольте поздравить вас с очередным успехом, на сей раз на литературном поприще. Вы выпустили изумительную книгу воспоминаний. Обычно известные люди пишут автобиографии, чтобы приукрасить свою жизнь, вы же откровенно рассказали обо всем — и о себе, и о своей любви, и о своих детях. Название, правда, странноватое: «Я — никто...».

— Понимаете, я это чувствую и всегда об этом говорю: мы лишь проводники тех идей, которые Всевышний вкладывает в нас. Все идет только оттуда, сверху. Пророк Магомет, написавший Коран, был неграмотным человеком. Разве он мог это сделать самостоятельно, как? То, о чем я говорю, касается любого гения — и Чайковского, и Пушкина, и великого Эйнштейна, у каждого своя стезя.

Фото: Новосильцев Артур/агентство «Москва»

Моя стезя — линейный тренер по художественной гимнастике, я вижу те вещи, которые не видят другие. Мне это дано. И пока мне это дано, я должна это отрабатывать. При этом прекрасно понимаю, что я — всего лишь проводник тех идей, мыслей, которые мне даются, которые ниспосланы мне сверху. Да, я придумываю номера, ставлю программы, нахожу музыку. Но то, что подолгу ищу, вдруг в один прекрасный момент приходит как озарение. Поэтому, исходя из своего опыта, повторяю, что я — никто.

— По-моему, вы относитесь к себе с очень большой долей иронии.

— Конечно! Почему нет? Вообще, я иронична и самокритична. (Улыбается.)

— Вы рассказывали, что в вашем доме в Ташкенте была большая библиотека, вы с детства любили читать. Русский язык, литература всегда были вашими любимыми предметами в школе. Интересно, какая книга лежит на вашей прикроватной тумбочке сегодня? Что вы сейчас читаете? Или на это вообще нет времени?

— На прикроватной тумбочке у меня лежат Коран, Тора, «Каббала для начинающих» и «Молитва бедного». Я их всегда читаю и перечитываю. Ну и, конечно, томики стихов моих любимых поэтов — Пушкина, Есенина, это обязательно.

Портрет Ирины авторства Александра Ефимовича Винера, начало 50-х годов. Фото: из архива И. Винер

— Знаю, что вы любите Владимира Высоцкого.

— Высоцкого я слушаю дома. По два, по три часа в день, пока делаю какие-то дела, я привыкла, к слову, делать сразу несколько дел.

— Художественную гимнастику невозможно представить без музыки. В вашей жизни она, надо думать, тоже играет немалую роль?

— О чем вы говорите! Музыку я слушаю с утра до ночи. Причем совершенно разную. Моя голова реально всегда полна музыкой. От Баха, если хотите, до Челентано. Ведь мои дети выступают и под классику, и под современную музыку. Сегодня, например, один номер делается под «Кармина Бурана» немецкого композитора Карла Орфа, потом под «Вечную любовь» Шарля Азнавура, затем под увертюру к «Пиковой даме», а после — выход на ковер сопровождает аргентинское танго!

— Почему воспитанниц-гимнасток вы называете своими детьми?

— Потому что все они — мои дети. Потому что со мной они проводят намного больше времени, чем со своими родителями. Ведь у нас постоянные тренировки, соревнования. Девочки практически все время живут на сборах. А как иначе? И я, разумеется, за них в ответе. Помните, как это у Сент-Экзюпери: мы в ответе за тех, кого приручили. Все свои проблемы, все, что наболело, они, конечно, могут рассказать по телефону родителям, подругам. Но я-то нахожусь тут, всегда рядом с ними, поэтому я должна не только их тренировать, готовить к выступлениям, но и замечать все, что, как и почему происходит в их жизни.

Ирина Винер и Арина Аверина, чемпионат Европы, Будапешт, 2017 год. Фото: Олег Наумов

— Какая колоссальная нагрузка, которую вы несете уже много лет. Признайтесь, никогда не было желания бросить художественную гимнастику? Ведь у вас есть все: дом, яхта, ордена, вы Герой Труда, наконец! Тем не менее вы не только президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, главный тренер сборной России, но вы по-прежнему каждый день в зале, трудитесь. Объясните мне зачем?

— Это моя жизнь. Если бы не было работы, я бы давно умерла. (Улыбается.) Моя мама всегда говорила мне: «Ты должна работать до последнего издыхания».

— Вы увлеклись художественной гимнастикой в десять лет, когда занимались в балетной школе. Но сами за свою карьеру в спорте звезд с неба, насколько известно, не хватали. Как так?

— Вообще-то я трижды становилась чемпионкой Узбекистана! Хотя на всесоюзных состязаниях призовых мест, верно, не занимала. Но, знаете, когда я выходила на ковер, то посмотреть на меня сбегались все. Говорили: «Винер сейчас будет выступать. Определенно станцует что-то интересное, оригинальное!» Согласитесь, что это приятно. Быть может, не меньше, чем взойти на пьедестал!

— Да, вы всегда идете своим путем, как в спорте, так и в жизни. Ни на кого не похожи, всегда необычны. Взять хотя бы вашу манеру одеваться.

— Вы правы, мне всегда было совершенно безразлично, кто что подумает, во что я одета. Если кто-то говорил: «Это тебе не идет!» — мне было наплевать. Что надеть, я всегда решала и решаю только сама. Представьте, я первой в Ташкенте надела черные чулки. По тем временам это был вызов общественному мнению, это была настоящая революция. Я ходила по улицам восточного города в высоких обтягивающих сапогах, коротких юбках. Несмотря на то что в меня могли запустить камнем. Антон, мой сын, иногда даже стеснялся идти рядом со мной. Объясняла ему: «Радуйся, что у тебя такая молодая мама!»

Знаете, то, чем сейчас заняты разные знаменитые модельеры, я делала давным-давно. Все мои платья всегда были яркие, расшитые бусами. Не все придумывала я сама, что-то брала из заграничных журналов мод. Затем шла к портнихам, объясняла им, чего бы мне хотелось, и те создавали то, что нужно. Какие-то вещи доставала через фарцовщиков, стараясь приехать к ним пораньше, пока остальные желающие не расхватают все самое интересное.

— Начав заниматься художественной гимнастикой в Ташкенте, вы ведь не думали о карьере тренера?

— Никогда. С детства я хотела быть актрисой, как все девушки. Хотя моя семья видела меня только врачом.

Дело в том, что со стороны мамы у нас все были медиками. Причем очень серьезными: профессора, рентгенологи, радиологи, терапевты. Сама мама была блестящим лор-врачом. Ее сестра, моя тетя, тоже лечила людей. Поэтому неудивительно, что все считали, что я тоже должна стать врачом, пойти по их стопам. Художником, как папа, стать я точно не могла, потому что рисовать совершенно не умела и не хотела, меня это совсем не увлекало. Все домашние задания по рисованию за меня выполнял папа, чтобы я была отличницей. (Улыбается.) Но видите, как Господь распорядился: я окончила в Ташкенте Узбекский государственный институт физической культуры и с тех пор, если так можно выразиться, рисую детьми. Мои кисти — это мои дети, моя картина — это художественная гимнастика.

Родители Ирины Винер — мама Зоя Зиновьевна и отец Александр Ефимович, 50-е годы. Фото: из архива И. Винер

— Как красиво вы сказали! А кто обнаружил в вас талант тренера?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Элина говорила: «Я умею держать себя в руках. Никто не должен видеть меня слабой», — рассказывает родная сестра Элины Быстрицкой София Шегельман «Элина говорила: «Я умею держать себя в руках. Никто не должен видеть меня слабой», — рассказывает родная сестра Элины Быстрицкой София Шегельман

О детстве, первых шагах в профессии и других событиях из жизни Элины Быстрицкой

Караван историй
Малиновый фреш и стеклянные дожди: самые необычные факты о космосе или что еще скрывает от нас необъятная Вселенная Малиновый фреш и стеклянные дожди: самые необычные факты о космосе или что еще скрывает от нас необъятная Вселенная

Невероятных факты о космосе, которые заставят задуматься об удивительном мире

ТехИнсайдер
Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице» Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице»

Наталия Кустинская очень старалась быть образцовой женой

Караван историй
Тихая роскошь Тихая роскошь

Респектабельный интерьер в духе загородного дома

SALON-Interior
Универсальный актёр Универсальный актёр

Николай Черкасов мог сыграть кого угодно

Дилетант
Любовное онлайн-настроение Любовное онлайн-настроение

«Прошлые жизни»: сентиментальный роман цифровой эпохи

Weekend
Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были» Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были»

Шакуров очень крутого нрава мужик, а с Наташей у него была полная гармония

Караван историй
Александр Басалыгин Александр Басалыгин

Особняк на Кадетской линии Васильевского Александр Брюллов перестроил под себя

Собака.ru
Марина Брусникина: «От Табакова я готова была терпеть что угодно» Марина Брусникина: «От Табакова я готова была терпеть что угодно»

Я рано поняла, что нам тут ничто не принадлежит, что нет ничего вечного

Караван историй
Древовидный папоротник превратил отмирающие вайи в корни Древовидный папоротник превратил отмирающие вайи в корни

Древовидный папоротник научился получать больше азота из почвы

N+1
Михaил Барышников Михaил Барышников

Тиара-невидимка и другие волшебные артефакты: Posié

Собака.ru
Франк Буис: «Человек обитаемый». В поисках фантома Франк Буис: «Человек обитаемый». В поисках фантома

Отрывок из романа «Человек обитаемый», который сочетает саспенс с драмой

СНОБ
Кожа, в которой я пишу Кожа, в которой я пишу

«Американское чтиво»: умная сатира на политкорректность

Weekend
Донорское молоко повлияло на развитие нервной системы недоношенных детей не лучше смесей Донорское молоко повлияло на развитие нервной системы недоношенных детей не лучше смесей

Недоношенные новорожденные подвержены риску нарушения развития нервной системы

N+1
Признаться в любви Признаться в любви

7 мест в России для лучших романтических свиданий

Лиза
«В церкви Божией разгласия» «В церкви Божией разгласия»

Почему и как образовались сразу две «параллельные» русские митрополии?

Дилетант
«Амазонки» Сталина «Амазонки» Сталина

Уникальное женское соединение из СССР со сложной служебно-боевой судьбой

Дилетант
Чай Чай

Чай можно не только пить, но и использовать в приготовлении еды

Здоровье
Привет из прошлого Привет из прошлого

Зачем пишут бывшие и что им отвечать?

Лиза
Что добавить в воду во время мытья столешницы, чтобы она выглядела как новая Что добавить в воду во время мытья столешницы, чтобы она выглядела как новая

Как не испортить столешницу, решив вернуть ей былой блеск?

VOICE
Первые или никакие: почему мы проиграли лунную гонку Первые или никакие: почему мы проиграли лунную гонку

Проект пилотируемой экспедиции на Луну не стал в СССР национальным приоритетом

Монокль
Микросадик для микрозелени: вписываем новый тренд в интерьер Микросадик для микрозелени: вписываем новый тренд в интерьер

Чтобы вырастить микрозелень, потребуется всего несколько дней

Караван историй
Фетиш с мотором Фетиш с мотором

Или как не потерять себя, оставшись без одежды

Автопилот
Детектив, боец и вышибала: лучшие фильмы Джейка Джилленхола Детектив, боец и вышибала: лучшие фильмы Джейка Джилленхола

Предлагаем пересмотреть работы Джейка Джилленхола

Правила жизни
Моя вторая мама? Моя вторая мама?

Как выстраивать отношения со свекровью, не ломая себя

Лиза
Обитатели пояса Койпера Обитатели пояса Койпера

Какие ещё небесные тела оказались в далёком поясе Койпера?

Наука и жизнь
Кисломолочная зависимость Кисломолочная зависимость

Почему российские йогурты, творог и сыр делаются на импортных заквасках

Агроинвестор
Любите друг друга Любите друг друга

Анна Меликян — о том, что роли никогда не приходят случайно

OK!
Зачем пиджаку лишние пуговицы, если застегивать можно только на одну? Кто придумал это правило? Зачем пиджаку лишние пуговицы, если застегивать можно только на одну? Кто придумал это правило?

Кто придумал правила застегивания пиджака, которое заставляет мужчин краснеть?

ТехИнсайдер
Только через мой труд Только через мой труд

Что такое трудоголизм и как от него уберечься без вреда для карьеры?

Men Today
Открыть в приложении