Ушёл в историю
Почему в России никогда не будет второго Горбачёва и второй перестройки.
Горбачёв — не просто явление исторического масштаба, а явление уникальное, возможное только один раз на всю эпоху. Ни повторить, ни тем более клонировать Горбачёва больше не удастся, так что нечего и стремиться, испытывать или распространять ненужные иллюзии. Он артефакт истории, и, видимо, так к нему и будут относиться потомки.
Феномен Горбачёва есть следствие случайного пересечения огромного числа необходимостей. Его приход был объективно детерминирован всем ходом истории, логикой эволюции системы, общим раскладом сил в мировой политике. Но все эти «детерминанты» так и остались бы нереализованными сценариями истории, её черновыми набросками, если бы не субъективный фактор — его незаурядная и в то же время заурядная (то есть дистиллированно-советская) личность.
Ключевую роль в судьбе СССР (России) и самого Горбачёва сыграло то, что у власти в переломный исторический момент оказался человек, который любил женщину больше, чем власть. То есть второй раз за сто лет на вершине политической (и к тому же самодержавной) пирамиды появился лидер, который по своему характеру, по самой своей натуре не был «политическим животным» — существом, для которого стремление к власти и сам процесс властвования является единственной страстью. В первом случае — с последним русским царём Николаем II — это имело трагические последствия. Его зависимость от женщины помешала своевременно провести реформы, которые сгладили бы траекторию падения империи. В случае Горбачёва — это был позитивный фактор. Он не цеплялся за власть и именно поэтому сумел выпрямить эту треклятую траекторию и подарить России лишних три десятка относительно благополучных лет (те, кто с пеной у рта бросятся сейчас оспаривать этот тезис, просто не до конца понимают, что ждёт Россию в ближайшее десятилетие). Может, всё дело в том, что женщины были разные?