Едут, едут по Мукдену наши казаки…
Когда мы говорим о русских портретах, то обычно речь идёт о XVIII — первой половине XIX века. Распространение фотографии сделало живописные портреты эксклюзивными авторскими работами, которые старая родовая и новая финансовая аристократия заказывала знаменитым художникам.
Маковский, Крамской, Репин, Серов и их менее известные коллеги за большие деньги писали вельмож и светских дам. Но их парадный строй разбавляли портреты друзей, а иногда и просто рабочих, крестьян и, конечно, военных, чьи типажи и характеры интересовали самих мастеров...
Новочеркасский музей истории донского казачества знаменит своим крупнейшим собранием реликвий русской воинской славы, их стали собирать ещё с конца XVIII века. В 1894–1899 годах на пожертвования казаков и субсидию военного ведомства для музея построили специальное здание, в котором он располагается по сей день. Пережив в XX веке много тяжёлых испытаний, в том числе лихолетье Гражданской войны и немецкую оккупацию, музей, благодаря подвижничеству своих сотрудников, сохранил драгоценную коллекцию: знамёна, клейноды, жалованные грамоты, оружие, мундиры, ордена и, конечно же, портреты донских героев.
Среди картин, на которых мы в основном видим генералов и офицеров, «покрытых славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года», моё внимание привлёк бравый казак из совсем другой эпохи. На большом холсте (102 х 81 см) изображён подъесаул 1-го Донского полка в белом кителе, грудь которого украшает ряд орденов и медалей. Причём первыми в колодке висят боевые кресты орденов Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом и Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. Из-под правой руки, держащей серебряный эфес шашки, спускается красный темляк, то есть офицер имел наградное Аннинское оружие с надписью «За храбрость». Об истории этого своеобразного отличия — официально ордена Святой Анны 4-й степени, а неофициально, среди военных, «клюквы», я уже рассказывал в мартовском номере «Дилетанта».
Медали подъесаула должны нам объяснить, когда же он заслужил сразу три боевых ордена. Однако первые две награды совершенно мирные — это медали в память царствования Александра III и коронации Николая II. Лишь третья медаль — боевая, за поход в Китай в 1900–1901 годах. Это странно, ведь Донское войско не участвовало в подавлении «боксёрского восстания». Тогда хватило уссурийских, амурских, забайкальских и сибирских казаков. Тем не менее донцы в Маньчжурии всё-таки воевали. Но чтобы понять, как они там оказались, надо вкратце рассказать о причинах той малоизвестной войны.
В 1894–1895 годах Япония, набравшая силу в результате обновления эпохи Мэйдзи, сокрушительно разгромила Китай. Но Германия, Франция и Россия не позволили японцам воспользоваться всеми плодами победы. Им пришлось отказаться от аннексии Ляодунского полуострова с военно-морской базой Люйшунь (Порт-Артур). На неё имела виды Россия, которая в марте 1898 года заставила Китай отдать всю южную половину полуострова в аренду на 25 лет. Провинция Квантун (Гуаньдун) была переименована в Квантунскую область и перешла под русское военное управление. Конфликт с Японией становился неизбежным. Но пока мировые державы активно делили ослабевший Китай на сферы влияния.