Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизньПутешествия

Золотые меандры Сиинэ

Олег Першин, натуралист, путешественник, фотограф

Вспомнить послестуденческие годы байдарочных походов по порожистым речкам Прибалтики нынче оказалось весьма кстати, ведь конец лета и начало осени — это мёртвый сезон для фотографа-анималиста в нашей полосе. Брачный, гнездовой и выводковый периоды уже миновали, а предотлётные миграции птичьих сообществ — ещё только в самом начале. Поэтому, когда мне позвонил мой друг Евгений с предложением о сплаве, я не медлил с ответом: конечно, да! А звали меня коллеги-журналисты в Якутию…

Водный и горный туризм — это всегда серьёзная подготовка. Здесь нет и не может быть мелочей, с чем я, к счастью, знаком не понаслышке. Но на этот раз многотрудная подготовка была уже мастерски проведена нашим товарищем Рамилем, скромно назвавшим себя «администратором», и мне, новому участнику группы дальневосточных и сибирских сплавов, оставалось лишь «вскочить в уходящий поезд». В данном случае, в улетающий самолёт.

В Якутске группа действовала как давно слаженный коллектив. В день прилёта мероприятия по получению и сбору экспедиционного оборудования прошли без сучка без задоринки, — весь туристический скарб, включая лодку с мотором, много сезонов подряд использовавшийся на сплавах по якутским рекам, содержался здесь на ответственном хранении (ну, правда, не возить же его каждый раз из Москвы и в Москву!). И ближе к вечеру мне удалось оглянуться на растущий, современный город, в котором я оказался впервые. Как же хотелось вглядеться в улыбчивые и красивые лица его жителей! Однако уже завтра предстояла заброска на место старта сплава, так что «портретисту» пришлось взять его волю в кулак.

Лето, тундра, вездесущая мошкá… и мы, шестеро сплавщиков, катим на лифтованном микробусе к первому пункту нашего маршрута — селу Бердигестях, что в трёх часах езды от Якутска. Честно говоря, я был уверен, что предстоит путь по разбитой дороге, на то и увеличенный клиренс автомобиля, а также «зубастые» колёса, но всё было не так. Блестящая на солнце чёрно-серая лента асфальта с хорошей разметкой мягко вела микробус по вечной мерзлоте почти до самого села, где нас ожидал Николай, гид-проводник на сплаве.

Бердигестях — непривычное для русского уха название центра Горного улуса. Сквозь сизую слоистую пелену дыма с горьковатым запахом проглядывают чёрные избы и сохранившиеся кое-где аутентичные коновязи. Конечно, нынче никто не привязывает к этим деревянным столбам лошадей, а их здесь много, и кажется, что они перемещаются по своему разумению. Дымы от лесных пожаров в Якутии, по-видимому, явление не редкое, ведь крайне жаркое лето в сочетании с очень сухим воздухом и грозовыми молниями поджигает тундру повсеместно.

Эту скалу в народе называют «Сторожевик».

По мере движения по довольно большому селу стали появляться современные постройки: школы, стадионы (здесь их оказалось четыре!) и торговые центры, — а нам предстояло выбраться на окраину для финишного этапа заброски, перегрузки на суперпроходимые машины. Здесь все дороги на юг кончаются и начинаются направления, продавленные по тундре широкими колёсами спецтехники. И техника эта — два стальных вездехода с прицепом на огромных колёсах — уже ждала нас на обочине. Неоднократно виденное чудо отечественного автомобилестроения над названием «ТРЭКОЛ» (ТРанспорт ЭКОЛогический) каждый раз будоражит воображение своим внешним видом и предполагаемыми возможностями. Стоя рядом с этим железным монстром, чувствуешь себя гномом, особенно на фоне полутораметровых каучуковых «катков», утыканных шипами для лучшей проходимости. А ещё конструкция кузова с усечёнными краями позволяет ТРЭКОЛу плавать, отчего его также называют «болотоходом». Однако экипаж чудо-машины, семейная пара якутов, сообщил нам, что сегодня экстрима не будет и тонуть в болотах нам не придётся, — жаркое лето высушило все опасные места по нашему пути, а пара-тройка протяжённых понижений, заполненных глинистой жижей метровой глубины, не замедлит движения болотохода. Загруженный под завязку автопоезд из двух ТРЭКОЛов двинулся в путь после полудня. За четыре-пять часов нам нужно было добраться до слияния рек Матта и Сиинэ, где на берегу мы предполагали разбить первый лагерь.

Экспедиция готова к старту.

Под лязг переключаемых механизмов и натужный гул мотора вездеходы медленно двигались к цели, «не обращая внимания» на впечатляющие неровности пути. Прицеп впереди идущего ТРЭКОЛа мотало и кренило порой так, что казалось, сейчас он перевернётся и у всех нас будет много работы. Но нет, только однажды ремни крепления груза ослабли, и из него выпал мой гидробаул.

Несколько раз экипажи ТРЭКОЛов делали остановки — для перекусов, отдыха и просто размять ноги. Я заметил, что многие якуты «задабривают» тундру, делясь с ней едой и сладостями. «Чтобы в пути всё было хорошо» — говорят они. Тем не менее без происшествия не обошлось. Примерно на середине пути внезапно заглох двигатель нашего вездехода. Впереди идущий уже скрылся из виду, а мы встали на песчаной дороге посреди горельника. Невозмутимый вид водителя вселил в нас спокойствие, и на время ремонта мы разбрелись окрест. Вокруг до горизонта открывалась жутковатая картина сгоревшего леса. Поваленные огнём стволы деревьев лежали в одном направлении, с торчащими ветвями, похожими на скрюченные руки… Однако сквозь мёртвую черноту древесины уже пробивалась новая жизнь. Небольшие сосенки и тонкий зеленеющий коврик-ягодник постепенно поглощали природную трагедию, произошедшую здесь лет тридцать назад. Следы рыси и косуль на песке подтверждали: жизнь возвращается сюда… Через полчаса мы услышали рёв запущенного двигателя, поломка (лопнул бензошланг) была устранена, и мы двинулись дальше. Постепенно дорога стала понижаться, чувствовалось, что впереди — водораздел. Так и оказалось.

На окраине села Бердигестях снаряжение с микробуса было перегружено на вездеходы.

Нам предстоял последний, экстремальный элемент нашей заброски — переезд через Матту на песчаный берег реки Сиинэ. После прощания с доброй семейной парой якутов, всю дорогу развлекавшей нас рассказами о местной природе, мы остались одни в вожделенном месте нашей экспедиции, ради которого был проделан такой длительный путь и проведена основательная подготовка.

Сиинэ! На многих картах эта река подписана как Синяя. Мне же, впервые вдохнувшему местный воздух, увидевшему окружающую колористику и услышавшему якутский язык, ближе именно национальное название. Ещё будучи в Москве, по привычке изучая географию места, в котором окажусь, я был потрясён видом из космоса на эту реку. Беря начало за 400 км на северо-западе Якутии, в среднем и нижнем течениях река Сиинэ петляет, извивается, постоянно огибая холмы, скалы и другие возвышения. Она становится похожей… на живой организм, и вся картинка, напоминающая арабскую вязь, хорошо видна на «космических» картах. При этом в реальности оказалось, что вогнутый берег, как правило, более высокий и упирается в скалы, а противоположный, выпуклый, образует песчаные или щебнистые отмели, на которых удобно делать остановки. Наш проводник Коля очень верно выбрал маршрут сплава. Дело в том, что выше слияния Матты с Сиинэ эти восхитительные меандры в процессе многолетних половодий спрямляют течение Сиинэ, оставляя после себя серпообразные старицы, которые тоже очень красивы, но для путешественника уже не такие, захватывающие дух…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

И на стволах растут плоды И на стволах растут плоды

Одни фрукты, висят на ветвях, а другие забрались на стволы. Интересно, зачем?

Наука и жизнь
Зубы мудрости: почему взрослым не нужно бояться носить брекеты и элайнеры Зубы мудрости: почему взрослым не нужно бояться носить брекеты и элайнеры

Почему почему элайнеры и брекеты — повод для восхищения, а не ухмылки

Forbes
Шедевр русской кухни Шедевр русской кухни

Ржаной хлеб прочно вошёл в домашний обиход наших соотечественников

Наука и жизнь
Было бы желание! Было бы желание!

Женское либидо – штука хрупкая, ненадежная

Лиза
Какими были стоянки верхнего палеолита? Какими были стоянки верхнего палеолита?

Можно ли по «радиоуглероду» узнать, какими были палеолитические стоянки?

Наука и жизнь
Путешествие на виртуальном трамвае Путешествие на виртуальном трамвае

Почему современные дети и подростки чувствуют себя усталыми и хотят спать

СНОБ
«Это жизни наших ребят» «Это жизни наших ребят»

Воспоминания Анатолия Черняева: Афганская война, январь 1989 года

Дилетант
Подари себе кайф Подари себе кайф

Пошаговый план, как правильно подготовиться к нагрузкам и отдохнуть после них

ЖАРА Magazine
Человек в темной комнате Человек в темной комнате

Как Леонардо Ди Каприо оказался последней голливудской звездой

Weekend
Ветряки, солнечные панели и декарбонизация бизнеса: какой будет энергетика будущего Ветряки, солнечные панели и декарбонизация бизнеса: какой будет энергетика будущего

Есть ли у человечества возможность отказаться от грязных ресурсов?

Forbes
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей» Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей»

Актриса Лиза Моряк — о материнстве, хейте и любви к удобной одежде

Здоровье
Порто-франко на Суэце Порто-франко на Суэце

Какие возможности открывает российская производственная зона в Египте

Монокль
Как 25-летняя москвичка выручила 32 млн рублей на подвесках из бусин Как 25-летняя москвичка выручила 32 млн рублей на подвесках из бусин

Как появился и за счет чего вырос бренд подвесок из бусин Krivokoso

Forbes
Сюр о чем-то большем Сюр о чем-то большем

Как Гай Мэддин научился превращать сны в кино

Weekend
4 причины, почему нам трудно сказать «спасибо» 4 причины, почему нам трудно сказать «спасибо»

Как быть, если в нужный момент не найти нужных слов благодарности?

Psychologies
Итальянцы будут в шоке: 10 самых необычных пицц, которые можно попробовать в разных уголках мира Итальянцы будут в шоке: 10 самых необычных пицц, которые можно попробовать в разных уголках мира

Странные начинки для пицц, которые можно встретить в разных заведениях мира

ТехИнсайдер
От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире

Представители каких профессий, как правило, наслаждаются своим делом?

ТехИнсайдер
Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник

Так ли необходим ошейник на собаке в четырех стенах?

ТехИнсайдер
Ох уж эта свекровь! Ох уж эта свекровь!

На самом деле далеко не каждая свекровь – монстр. Просто нужно знать секреты!

Лиза
Все будет хорошо! Все будет хорошо!

15 фильмов против осенней хандры

Лиза
Если поднялась температура Если поднялась температура

Сбивать ли ребенку повышенную температуру?

Лиза
Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания

Почему одинаковые ложные воспоминания могут возникать сразу у множества людей?

Psychologies
«Когда долго не идут лайки, я думаю, что у меня уже просто шизофрения». Поэтесса Любовь Макаревская о новой книге, дейтингах и стихотворениях «Когда долго не идут лайки, я думаю, что у меня уже просто шизофрения». Поэтесса Любовь Макаревская о новой книге, дейтингах и стихотворениях

Любовь Макаревская о новой книге, молодости, дейтингах и ее стихотворениях

СНОБ
Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение» Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение»

Жизнь советской телеведущей — это не слава, не гламур

Коллекция. Караван историй
Вышел из тени Вышел из тени

С какими тенями борется актер Борис Хвошнянский?

Men Today
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
«Если хотите, можете меня поблагодарить»: почему нацисты считали себя хорошими людьми «Если хотите, можете меня поблагодарить»: почему нацисты считали себя хорошими людьми

Воспринимают ли люди зло как часть своей жизни?

Psychologies
Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей» Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей»

Если есть любовь, все можно преодолеть

Караван историй
Подвид «Разведчика» Подвид «Разведчика»

Как немецкий концерн VW возродил американский внедорожник Scout

Автопилот
Открыть в приложении