Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизньПутешествия

Золотые меандры Сиинэ

Олег Першин, натуралист, путешественник, фотограф

Вспомнить послестуденческие годы байдарочных походов по порожистым речкам Прибалтики нынче оказалось весьма кстати, ведь конец лета и начало осени — это мёртвый сезон для фотографа-анималиста в нашей полосе. Брачный, гнездовой и выводковый периоды уже миновали, а предотлётные миграции птичьих сообществ — ещё только в самом начале. Поэтому, когда мне позвонил мой друг Евгений с предложением о сплаве, я не медлил с ответом: конечно, да! А звали меня коллеги-журналисты в Якутию…

Водный и горный туризм — это всегда серьёзная подготовка. Здесь нет и не может быть мелочей, с чем я, к счастью, знаком не понаслышке. Но на этот раз многотрудная подготовка была уже мастерски проведена нашим товарищем Рамилем, скромно назвавшим себя «администратором», и мне, новому участнику группы дальневосточных и сибирских сплавов, оставалось лишь «вскочить в уходящий поезд». В данном случае, в улетающий самолёт.

В Якутске группа действовала как давно слаженный коллектив. В день прилёта мероприятия по получению и сбору экспедиционного оборудования прошли без сучка без задоринки, — весь туристический скарб, включая лодку с мотором, много сезонов подряд использовавшийся на сплавах по якутским рекам, содержался здесь на ответственном хранении (ну, правда, не возить же его каждый раз из Москвы и в Москву!). И ближе к вечеру мне удалось оглянуться на растущий, современный город, в котором я оказался впервые. Как же хотелось вглядеться в улыбчивые и красивые лица его жителей! Однако уже завтра предстояла заброска на место старта сплава, так что «портретисту» пришлось взять его волю в кулак.

Лето, тундра, вездесущая мошкá… и мы, шестеро сплавщиков, катим на лифтованном микробусе к первому пункту нашего маршрута — селу Бердигестях, что в трёх часах езды от Якутска. Честно говоря, я был уверен, что предстоит путь по разбитой дороге, на то и увеличенный клиренс автомобиля, а также «зубастые» колёса, но всё было не так. Блестящая на солнце чёрно-серая лента асфальта с хорошей разметкой мягко вела микробус по вечной мерзлоте почти до самого села, где нас ожидал Николай, гид-проводник на сплаве.

Бердигестях — непривычное для русского уха название центра Горного улуса. Сквозь сизую слоистую пелену дыма с горьковатым запахом проглядывают чёрные избы и сохранившиеся кое-где аутентичные коновязи. Конечно, нынче никто не привязывает к этим деревянным столбам лошадей, а их здесь много, и кажется, что они перемещаются по своему разумению. Дымы от лесных пожаров в Якутии, по-видимому, явление не редкое, ведь крайне жаркое лето в сочетании с очень сухим воздухом и грозовыми молниями поджигает тундру повсеместно.

Эту скалу в народе называют «Сторожевик».

По мере движения по довольно большому селу стали появляться современные постройки: школы, стадионы (здесь их оказалось четыре!) и торговые центры, — а нам предстояло выбраться на окраину для финишного этапа заброски, перегрузки на суперпроходимые машины. Здесь все дороги на юг кончаются и начинаются направления, продавленные по тундре широкими колёсами спецтехники. И техника эта — два стальных вездехода с прицепом на огромных колёсах — уже ждала нас на обочине. Неоднократно виденное чудо отечественного автомобилестроения над названием «ТРЭКОЛ» (ТРанспорт ЭКОЛогический) каждый раз будоражит воображение своим внешним видом и предполагаемыми возможностями. Стоя рядом с этим железным монстром, чувствуешь себя гномом, особенно на фоне полутораметровых каучуковых «катков», утыканных шипами для лучшей проходимости. А ещё конструкция кузова с усечёнными краями позволяет ТРЭКОЛу плавать, отчего его также называют «болотоходом». Однако экипаж чудо-машины, семейная пара якутов, сообщил нам, что сегодня экстрима не будет и тонуть в болотах нам не придётся, — жаркое лето высушило все опасные места по нашему пути, а пара-тройка протяжённых понижений, заполненных глинистой жижей метровой глубины, не замедлит движения болотохода. Загруженный под завязку автопоезд из двух ТРЭКОЛов двинулся в путь после полудня. За четыре-пять часов нам нужно было добраться до слияния рек Матта и Сиинэ, где на берегу мы предполагали разбить первый лагерь.

Экспедиция готова к старту.

Под лязг переключаемых механизмов и натужный гул мотора вездеходы медленно двигались к цели, «не обращая внимания» на впечатляющие неровности пути. Прицеп впереди идущего ТРЭКОЛа мотало и кренило порой так, что казалось, сейчас он перевернётся и у всех нас будет много работы. Но нет, только однажды ремни крепления груза ослабли, и из него выпал мой гидробаул.

Несколько раз экипажи ТРЭКОЛов делали остановки — для перекусов, отдыха и просто размять ноги. Я заметил, что многие якуты «задабривают» тундру, делясь с ней едой и сладостями. «Чтобы в пути всё было хорошо» — говорят они. Тем не менее без происшествия не обошлось. Примерно на середине пути внезапно заглох двигатель нашего вездехода. Впереди идущий уже скрылся из виду, а мы встали на песчаной дороге посреди горельника. Невозмутимый вид водителя вселил в нас спокойствие, и на время ремонта мы разбрелись окрест. Вокруг до горизонта открывалась жутковатая картина сгоревшего леса. Поваленные огнём стволы деревьев лежали в одном направлении, с торчащими ветвями, похожими на скрюченные руки… Однако сквозь мёртвую черноту древесины уже пробивалась новая жизнь. Небольшие сосенки и тонкий зеленеющий коврик-ягодник постепенно поглощали природную трагедию, произошедшую здесь лет тридцать назад. Следы рыси и косуль на песке подтверждали: жизнь возвращается сюда… Через полчаса мы услышали рёв запущенного двигателя, поломка (лопнул бензошланг) была устранена, и мы двинулись дальше. Постепенно дорога стала понижаться, чувствовалось, что впереди — водораздел. Так и оказалось.

На окраине села Бердигестях снаряжение с микробуса было перегружено на вездеходы.

Нам предстоял последний, экстремальный элемент нашей заброски — переезд через Матту на песчаный берег реки Сиинэ. После прощания с доброй семейной парой якутов, всю дорогу развлекавшей нас рассказами о местной природе, мы остались одни в вожделенном месте нашей экспедиции, ради которого был проделан такой длительный путь и проведена основательная подготовка.

Сиинэ! На многих картах эта река подписана как Синяя. Мне же, впервые вдохнувшему местный воздух, увидевшему окружающую колористику и услышавшему якутский язык, ближе именно национальное название. Ещё будучи в Москве, по привычке изучая географию места, в котором окажусь, я был потрясён видом из космоса на эту реку. Беря начало за 400 км на северо-западе Якутии, в среднем и нижнем течениях река Сиинэ петляет, извивается, постоянно огибая холмы, скалы и другие возвышения. Она становится похожей… на живой организм, и вся картинка, напоминающая арабскую вязь, хорошо видна на «космических» картах. При этом в реальности оказалось, что вогнутый берег, как правило, более высокий и упирается в скалы, а противоположный, выпуклый, образует песчаные или щебнистые отмели, на которых удобно делать остановки. Наш проводник Коля очень верно выбрал маршрут сплава. Дело в том, что выше слияния Матты с Сиинэ эти восхитительные меандры в процессе многолетних половодий спрямляют течение Сиинэ, оставляя после себя серпообразные старицы, которые тоже очень красивы, но для путешественника уже не такие, захватывающие дух…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ярчайшая Ярчайшая

О самой яркой звезде ночного неба — Сириусе

Наука и жизнь
Девочка созрела Девочка созрела

Как помочь дочери принять свое тело и вовремя заметить, если что-то идет не так

Лиза
Разноцветье весеннего сада Разноцветье весеннего сада

Начало цветения самых ранних растений определяется временем схода снега

Наука и жизнь
Корневая система Корневая система

О вопросах идентичности, которые сегодня исследуют художники в своем творчестве

Grazia
«И всюду он гусар» «И всюду он гусар»

Лейб-гвардию Гусарского полка восторженно воспевали в стихах и на полотнах

Дилетант
22% молодых россиян рассказали об отсутствии сексуальной жизни 22% молодых россиян рассказали об отсутствии сексуальной жизни

О наличии проблем в сексуальных отношениях рассказали 51% респондентов

Forbes
Энергия на длинную дистанцию Энергия на длинную дистанцию

Сможет ли управляемый термоядерный синтез заменить углеводородное топливо

Наука и жизнь
Прорыв в будущее ядерной энергетики Прорыв в будущее ядерной энергетики

Задача создания устойчивой ядерной энергосистемы может быть решена в десятилетия

СНОБ
Катастрофа, о которой забыли Катастрофа, о которой забыли

Китайская история ХХ века: с чего началась экологическая катастрофа в Юньнане?

Наука и техника
Моя гениальная мелодрама Моя гениальная мелодрама

«Моя гениальная подруга»: четвертый сезон экранизации бестселлера Элены Ферранте

Weekend
Вышли на замену Вышли на замену

Какие китайские автомобили заменили нам привычные европейские и корейских бренды

Men Today
На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов

Магма могла стать источником фосфора для возникновения первых живых организмов

Знание – сила
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Гуси у нас Гуси у нас

Как документалист Александр Расторгуев пришел от реализма к сюрреализму

Weekend
Равнение на середину Равнение на середину

Простые упражнения для тонкой талии и плоского живота

Лиза
Я не хотела Я не хотела

Как быть, если на эмоциях наговорила лишнего

Лиза
Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей» Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей»

Если есть любовь, все можно преодолеть

Караван историй
Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать» Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать»

Почему мы чувствуем бодрость, когда вдыхаем свежий воздух на природе?

ТехИнсайдер
«Я терпеливо жду в засаде» «Я терпеливо жду в засаде»

Маргарита Чинкова — о том, как заработать на офертах, допэмиссиях и ликвидациях

Монокль
Беги, Роберт, беги! Лучшие фильмы Земекиса Беги, Роберт, беги! Лучшие фильмы Земекиса

Главные фильмы и эксперименты в карьере Роберта Земекиса

СНОБ
Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность

Могут ли селфи помочь принять себя?

Psychologies
Удачная покупка Удачная покупка

Аффирмации, чудо-кошелек и другие способы не прогадать на распродаже

Лиза
Женщины, удивившие мир Женщины, удивившие мир

Женщины, установившие мировые рекорды и удивившие мужчин-спортсменов

Караван историй
Лажа Галактики Лажа Галактики

«Франшиза»: Армандо Ианнуччи и Сэм Мендес разоблачают супергероику

Weekend
В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ! В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ!

Что стоит учесть, выбирая камеру? Чем они отличаются?

ТехИнсайдер
Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты

Что происходит с телом человека под воздействием анестезии?

ТехИнсайдер
7 вредных советов, которые быстро уничтожат даже очень хорошую АКБ 7 вредных советов, которые быстро уничтожат даже очень хорошую АКБ

При умелом использовании, АКБ легко привести в негодность за год

ТехИнсайдер
Кончилась пленка, мотай Кончилась пленка, мотай

«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда»: об уникальном авторе эпохи Нового Голливуда

Weekend
Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка

Как превратить детское увлечение кулинарией в профессию?

РБК
Это у нас общее Это у нас общее

Дамы и господа, бронируем молодость — на годы!

Собака.ru
Открыть в приложении