Коллекция. Караван историйЗнаменитости
Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение»
Ангелина Вовк — человек, известный многим поколениям россиян. Она пришла работать в телецентр в 1969 году. Тетя Лина из «Спокойной ночи, малыши!» и много лет — бессменная ведущая «Песни года» в паре с Евгением Меньшовым. Ангелина Михайловна рассказала в интервью «Коллекции Каравана историй» о своем удивительном пути, закулисье телевидения и о том, как ей удается так хорошо выглядеть.
— Ангелина Михайловна, я хотела вас спросить о международном детском телевизионном фестивале «Песенка года». Недавно у «Песенки» был юбилей, 25 лет. Как вам удалось в такое непростое время — 90-е годы учредить детский фестиваль?
— Я придумала этот фестиваль. Логика была такая: раз существует «Песня года» для взрослых, то для детей должна быть «Песенка года». Вначале мы выходили на канале ТВЦ, но новое руководство сняло программу с эфира. Объяснение было простое: «Дети не приносят дохода!» Но фестиваль «Песенка года» уже существовал, и мы продолжали работать. Нужно было стимулировать и детей-исполнителей, и детских композиторов, чтобы они писали новые песни. Мы снимали в самых серьезных концертных залах: «Россия» (тогда еще существовавшая), Кремлевский дворец, Театр имени Наталии Сац...
Однажды судьба меня свела с Зинаидой Федоровной Драгункиной. Заслуженный учитель Российской Федерации, долгие годы она является бессменным руководителем Центра «Благовест», была председателем Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, депутатом Мосгордумы... И вот этот уникальный человек мне помог, Зинаида Федоровна познакомила меня с Александром Джеусом, директором ВДЦ «Орленок», и он предоставил площадку нашему фестивалю. Условия там поначалу были весьма скромными. Сцена не защищена от дождя, денег на оборудование не хватало. Зато дети приезжали к нам по бесплатным путевкам на 21 день, отдыхали, принимали участие в конкурсе, получали титул лауреата. А с некоторых пор у нас стали давать еще и орден «Молодое дарование России — Чароитовая звезда», учрежденный геральдической палатой.
Нам помогали многие: Людмила Ивановна Швецова, удивительный человек, заместитель мэра Москвы по социальным вопросам, Борис Громов, Фарид Максутов, Андрей Акимов, Андрей Смирнов, Сергей Собянин и многие московские префекты! Мы очень благодарны им за поддержку детского творчества! Концертная площадка в Кремле стоила полтора миллиона. Благодаря поддержке этих людей мы проводили не только съемки, но и благотворительные концерты для детей из социально незащищенных семей, и в них принимали участие многие звезды российской эстрады.
Но и наш «Орленок» теперь уже не хуже Кремлевского дворца: есть и вся необходимая техника. Дети выступают на великолепной сцене, а на современных огромных экранах — их лица. Это просто счастье для них! Мы отбираем ребят отовсюду: из какого-нибудь маленького городка, из деревушки. В этом году на юбилейном фестивале были представлены невероятные таланты! Сто участников получили бесплатные путевки в «Орленок», 37 лауреатов первой премии, одна Чароитовая звезда. Девочка, которая ее получила, уже несколько лет приезжала к нам, и каждый раз показывала очень высокие результаты. А в прошлом году Чароитовую звезду получила 12-летняя Александра Ерошкина. Совсем ребенок, но когда она поет, закроешь глаза — будто Людмилу Зыкину слушаешь.
— А вы не делали попыток вернуть «Песенку года» в телевизионный формат, чтобы она не раз в год проводилась, а снова регулярно выходила на телеэкране?
— В какой-то момент я подумала: надо написать Владимиру Владимировичу Путину. Почему у нас до сих пор нет детского телевидения?! Ведь когда рухнул Советский Союз, вместе с ним рухнуло и это. С экрана исчезли все передачи, осталась только «Спокойной ночи, малыши!», да и ее пришлось спасать от исчезновения. Я написала официальное письмо, где объяснила эту ситуацию. И было отдано распоряжение об открытии детского телевидения. Но я не догадалась написать, чтобы и мою передачу тоже вернули...
— Вы упомянули, что спасли легендарную программу «Спокойной ночи, малыши!». Как это произошло?
— Все было примерно так же, как с «Песенкой года». Я прихожу в редакцию, мне говорят: «Лина, все, передачи больше не будет. Денег нет». — «Что же делать?» — «Не знаем, что делать». К счастью, вскоре мне довелось вести юбилейную программу «Сбербанка», а после нее был банкет. Я оказалась за столом с молодыми ребятами — банкирами. Спросила их: «Скажите, пожалуйста, а у вас дети есть?» — «Да есть». — «А вы знаете, что скоро ваши дети не будут смотреть передачу «Спокойной ночи, малыши!»? Потому что денег на нее нет». Вот так начался наш разговор. Ведь на этой программе выросли целые поколения, никто не остается равнодушным... Так деньги и появились. В итоге не только студия была оплачена, но и новых кукол заказали в Англии. Но вот только меня в ведущие никто не пригласил...
— Как так? Вы же до этого вели «Спокойной ночи...»!
— Я подошла к редактору, спросила: «Почему вы меня не приглашаете?» Мне ответили: «А ты нам плати». Я настолько растерялась, даже не сообразила, что нужно сказать, что это же я спасла программу! Для меня это было... Вот как если кому-то скажут: твой близкий умер... В общем, я так и не вернулась в передачу. Хотя, может, это и правильно, появились новые ведущие: красивая и очень, я считаю, обаятельная Оксана Федорова, Анна Михалкова, Амаяк Акопян... Думаю, главное — то, что передача выходит в эфир.
— Но для людей нашего поколения «Спокойной ночи...» — это вы, тетя Лина!
— Не только я. В те годы в программе появлялись Татьяна Веденеева, Татьяна Судец, Владимир Ухин...
— Вы сказали, что после того, как деньги нашлись, для передачи заказали новых кукол. То есть они не вечные? Те, с которыми вы работали, уже износились?
— Да, постепенно куклы приходят в негодность. По всей видимости, тогда руководство решило, что в Англии сделают лучших кукол. Но мне кажется, что у наших, русских мастеров куклы получались более живыми, родными. И, по-моему, к отечественному варианту в итоге и вернулись. Их делали наши кукольницы — и телевизионные, и из театра Образцова.
— Это очень заметно, что в кукол кто-то по-настоящему вложил душу. И не только кукольники, но и кукловоды, которые управляют ими и говорят за них. Я это своими глазами видела: к нам передача приезжала, когда я жила в Новосибирске. Мы организовали прямую линию с Хрюшей и Степашкой. И, представляете, это имело такой успех, как будто Майкл Джексон приехал!
— Могу себе представить. В 90-е годы я и сама ездила по стране с Хрюшей и Филей. Нас везде встречали на ура, потому что у нас была такая позитивная концертная программа, которая дарила людям надежду на будущее. Нас просто рвали на части. Кстати, могу рассказать, как в 1993 году ходила к Белому дому вместе с Хрюшей...