«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»
В кинотеатрах идет «Пришелец» Ивана Соснина — драма о том, как трудно установить контакты с соседями и инопланетянами на Урале. «Сноб» поговорил с режиссером картины Сосниным о любви к научной фантастике, недоверии к компьютерной графике, развитии регионального кино и создании фильмов без бюджета
Для начала, как правильно: СОснин или СоснИн?
СоснИн, ударение на второй слог. Раньше никто и не говорил по-другому, но потом вышло несколько видео и интервью, в которых произносят с другим ударением — видимо, после этого разошлось.
Журналисты иногда называют вас самым добрым российским режиссером. Вы согласны с такой характеристикой?
Наверное, нет. Во-первых, я не знаю, что снимают другие режиссеры — поэтому сложно сказать, самый добрый или не самый добрый. Во-вторых, я никогда не стремился к этому. Нет такого, что я целенаправленно хочу снимать только доброе кино — все получается органично, само собой. Я не только режиссер, но и пишу сценарии. И пишу то, что мне нравится, а потом снимаю то, что мне нравится. Кстати, в последнее время меня часто об этом спрашивают — почему все мои фильмы более-менее в одной краске, в одной тональности, какая у этого цель. И так как мне задают много вопросов на эту тему, я тоже начал об этом думать. И сделал для себя такой вывод: скорее всего, это потому, что мне трудно смотреть тяжелое кино. Я пробовал писать более жесткие истории, на более острые темы, но бросал. Я очень эмоциональный человек и эмоционально подхожу к процессу написания сценария, мне тяжело примерить на себя некоторые роли, тяжело писать про что-то страшное, болезненное. Получается, что этот фильтр сформирован у меня где-то внутри: я показываю зрителям то, что пропустил через себя.
Но вы снимаете не только по своим сценариям. Если бы вам предложили что-то, совсем не похожее на ваши прошлые проекты, согласились бы?
На самом деле уже не раз такое предлагали, я даже пробовал начинать. Например, был проект про заключенных, я его месяц разрабатывал, а потом бросил. Был опыт разработки триллера про убийство, его я тоже бросил. Вроде бы суперинтересный проект, но когда я погрузился, начал эту историю раскапывать, я понял, что это совсем не мое — и отказался. Я не против тяжелых историй и серьезных тем, но самое важное для меня, чтобы был свет в конце. Если окончательная эмоция, с которой зритель уйдет из кинотеатра, хорошая, если есть хотя бы чуть-чуть света в конце — то за этот проект я, наверное, возьмусь.
А в «Пришельце» есть свет в конце тоннеля?
Для меня есть! И финальная версия еще более оптимистичная — в первом варианте монтажа все было гораздо мрачнее (смеется). Но потом мы этот свет нашли.
Вы написали сценарий «Пришельца» и сами сняли его. С чего началась работа над фильмом? Что запустило творческий процесс?
«Пришелец» — это большая авантюра для всех, кто над ним работал. Я давно мечтал снять фильм про инопланетян. И, оценив свои возможности и бюджеты, я понял, что это будет кино про инопланетян, где они практически не показаны — без большого количества графики, без дорогих эффектов. Я люблю «Интерстеллар», но понимаю, что пока такой фильм снять не смогу. Но из-за того, что постоянно были съемки, не было времени этот сценарий написать. И тут случился 22-й год. Продакшн Red Pepper Film, где я снимаю все мои фильмы, параллельно с кино занимается рекламой. В 2022 году, когда многие бренды ушли из России или заморозили свои рекламные бюджеты, у нас в компании образовался вакуум, порядка 20 человек остались без работы. Мы не понимали, что делать, куда дальше двигаться. И вместе с Яной — это моя жена и продюсер наших фильмов — мы решили, что этот вакуум нужно заполнять тем, что мы умеем делать лучше всего — снимать кино. Сначала Яна нашла в соцсетях Алену (Мирошникову, сыграла одну из главных ролей в фильме «Пришелец» —