Папа умер, отче жив
«Конклав»: политико-нравственный триллер о правлении католической церкви
В прокат выходит «Конклав» — экранизация романа Роберта Харриса про выборы нового папы с Рейфом Файнсом и Стэнли Туччи, снятая режиссером недавней оскароносной адаптации «На Западном фронте без перемен». Американская кинопресса видит в фильме намеки на предвыборную гонку в США, католические же СМИ вежливо недоумевают, кому и зачем такое кино нужно сегодня.
Умирает папа римский. «Работал до последнего дня»,— собираются написать в официальном обращении Ватикана, но тут же осекаются. Во-первых, это ложь: Папа умирал долго и мучительно, не до дел было. А во-вторых, вдруг кто подумает, что это папство и денно-нощные труды свели пожилого человека в могилу прежде времени? Со словами тут надо быть осторожными всем.
Кардинал Лоуренс (Рейф Файнс) особенно мрачен. Дело не только в боли от потери, а еще в том, что неизбежны выборы — собственно конклав, долгая и драматургически эффектная процедура которого хорошо знакома не только католикам, но и всем, смотревшим сериал «Новый папа»: главу Римско-католической церкви будут выбирать из кардиналов в результате проводящегося дважды в день тайного голосования, которое может возобновляться сколь угодно долго, прежде чем один из них не наберет абсолютное большинство голосов.
Лоуренс кажется одним из самых перспективных кандидатов, он — умеренный либерал, умеющий находить общий язык со всеми, хоть с радикальным реформатором Беллини (Стэнли Туччи), мечтающим обновить гендерные роли в церкви, хоть с консерватором-националистом Тедеско (Серджо Кастеллитто), сетующим на слишком пестрое расовое разнообразие в правлении. Произнесенная на отпевании папы проникновенная речь Лоуренса про сомнения как основу веры однозначно воспринимается присутствующими как начало предвыборной кампании. «Я чувствую себя как на американском партийном съезде»,— справедливо подмечает он некоторое время спустя.