«Отстаиваю свое право не сойти с ума»: Светлана Ходченкова о ролях, карьере и свободе

Светлана Ходченкова — одна из самых востребованных российских актрис: только в 2024 году вышло шесть фильмов с ее участием. Весной 2025 году Ходченкова стала амбассадором ювелирного бренда Cluev. Forbes Woman поговорил с ней о том, как она подходит к выбору проектов и работе над ролями, чему можно научиться даже у самых неприятных персонажей, как пунктуальность помогает не выгорать и почему важно поддерживать начинающих коллег.
— Вы в интервью часто говорите, что для вас очень важно скрупулезно разобрать роль, психологию персонажа. А были ли какие-то героини, которых было особенно сложно в себя впустить?
— Были, и немало. Я до сих пор считаю, что не всех досконально изучила и прочувствовала. Тому есть причина: мне всегда очень сложно понять человека, который целенаправленно причиняет другим вред — и телесный, и психологический. Но когда дело касается исторических персонажей, их биографию ведь не перепишешь. Взять, к примеру, фильм «Кровавая леди Батори» (главная героиня — венгерская графиня Елизавета Батори, жившая в XVI веке и, согласно легенде, жестоко убившая сотни молодых девушек, — Forbes Woman). Как это пропустить через себя, как это присвоить? Как оправдать персонажа, чтобы было проще играть? Конечно, это невозможно. Какие-то вещи я для себя пыталась объяснить, но в голове это все не укладывается. Но это роль, это моя работа.
— Я спрашиваю не случайно. Мы часто говорим о важности поддержки женщин. Женщины вообще-то бывают разные, и все люди порой совершают поступки, которые трудно оправдать. Но иногда людей несправедливо демонизируют — в том числе из-за гендерных стереотипов. Помогает ли погружение в психологию персонажей лучше понимать тех, с кем приходится сталкиваться в жизни?
— Абсолютно. Когда ты играешь роль, то понимаешь, что эту историю написали специально. Но в жизни иногда происходит такое, что нарочно не придумаешь. Для своего персонажа ты и психолог, и психиатр, и следователь, и родитель. Неизбежно учишься не судить о людях и их поступках, не зная их истинной подоплеки.
— Тогда спрошу об одной из ваших героинь — Ларисе из сериала «Мерзлая земля». Это тяжелая история, сюжет которой вдохновлен реальными событиями: серийный насильник несколько лет насиловал и убивал женщин в Абакане. А вы играете женщину, которая его любит и оправдывает, — его жену. Как вы с этим сюжетом работали?
— Мне для того, чтобы подступиться к этой истории и начать работать над героиней, необходимо было разбить ее на две части. Первая — это когда она до последнего уверена в невиновности своего любимого человека и отстаивает его право быть неоклевеченным. Она таким образом защищает не только его, но и свою семью, себя. Она и мысли не допускает о том, что была неправа и что ее любимый человек может оказаться тем самым насильником. А вторая часть — когда к ней приходит осознание, что да, именно это и случилось. Иначе лавировать в этом безумии было бы невозможно.
С точки зрения зрителя, который уже знает какие-то нюансы сюжета, это, может быть, местами и выглядит как «женщина защищает насильника». Но она перед собой честна в этот момент.