Ливановы: три поколения актеров и лучший Холмс по версии Елизаветы II

Караван историйРепортаж

Ливановы

Наталья Николайчик

Фото: Киностудия «Ленфильм»

«Это элементарно, Ватсон!» Кто еще может так произносить эти слова? Только Василий Ливанов. Даже королева Великобритании Елизавета II наградила его орденом Британской империи как лучшего Шерлока Холмса. Василий Борисович — режиссер, писатель и актер в третьем поколении. Его отец Борис Николаевич был любимым учеником Станиславского и умер под его портретом. Дед Николай Александрович в 18 лет ушел в актеры и объездил всю провинцию, выступая на одной сцене с легендарным Мамонтом Дальским.

Василий Ливанов: «Сохранилась справка конца XIX века: «Отпустить крестьянина Николая Ливанова в актеры»

— Василий Борисович, что значит быть актером в третьем поколении?

— У японцев актеры в третьем поколении получают статус «национальной драгоценности», их боятся обидеть, так как считается, что они способны общаться с так называемым тонким миром. Раньше и у нас это понимали. Мой отец, который служил во МХАТе, очень точными считал слова Чехова: «Странные люди эти актеры. Да и люди ли они?..»

— Кто стал родоначальником актерской династии Ливановых?

— Первым был мой дед Николай Александрович Ливанов. Он родом из волжских симбирских казаков. Фамилия у нас говорящая. Когда весной начинали таять снега, вода сливалась в Волгу и образовывалась верхняя вода, недели две был «лив» — быстрое течение. По «ливу» идеально было переплавлять бревна, их связывали в плоты и гнали вниз по реке к Астрахани. Казаков-плотогонов называли людьми «лива» или Ливановыми. Как вы понимаете, они были людьми мощными. Дед тоже. Но судьба его неожиданно сделала резкий поворот. Он попал в Симбирск из станицы Анненской, увидел театральное представление и был потрясен. Он понял, что без театра жить не сможет. Хотел тут же уйти в артисты, но отец — Александр Николаевич — не отпустил, и его можно понять, у него была мануфактура, которая шила паруса, и свой магазин. Он сказал Николаю: «Ты единственный сын и наследуешь мое дело». Но Господь распорядился иначе.

Дед Николай Александрович, первый в актерской династии Ливановых, 1890-е годы. Фото: из архива семьи Ливановых

Прадед купил баржу на Волге, а это было грандиозное событие. Собрал отмечать всех друзей молодости, с кем работал, накрыл на берегу огромную поляну, цыган позвал, и они стали гулять. Остановиться он не мог, и когда у него кончились деньги, поскакал домой, чтобы взять еще. Скакал по краю берега, тот обломился, и прадед с лошадью полетел в воду. Лошадь была любимая, он бросился ее спасать и погиб. Прабабка Надежда после смерти мужа продала баржу с мануфактурой и магазином и жила на эти деньги до конца своих дней. Николай Александрович же сделал то, к чему лежала душа, — ушел в артисты. Сохранилась справка волостного управления: «Отпустить крестьянина Николая Ливанова в актеры». Это было в конце XIX века, деду исполнилось 18 лет. Тогда антрепренер ему сказал, что фамилия Ливанов не для актеров и нужно придумать что-то более звучное для сцены. Дед согласился: «Что ж, извольте!» Антрепренер, недолго думая, предложил: «Будешь Извольский».

В театральном мире дед стал легендой. У него была представительная яркая внешность, он блистал в амплуа благородных отцов. Как и полагалось в антрепризах, возил с собой целый сундук театральных костюмов и обуви. Он всю Россию объехал. Играл даже с Мамонтом Дальским, но до такого профессионального уровня еще подняться нужно было. Публика его любила, критика тоже. Я потом нашел сколотые его золотой запонкой рецензии из разных газет разных провинциальных городов — все положительно писали об игре Николая Извольского.

Родители Борис Николаевич и Евгения Казимировна, 1955 год. Фото: из архива семьи Ливановых

В 30-е годы он осел в Москве. Два года работал в труппе у Корша, два — в театре Струйского. Потом, уже под своей фамилией, играл в Театре Моссовета у Завадского и у Берсенева в Театре Ленинского комсомола.

Меня воспитывал именно дед. Отец, безусловно, служил примером во всем, но он был очень занят и много работал. Дед же растил и прививал жизненные навыки. Он никогда не сюсюкал, но при этом от него я ощущал мощную волну любви. Могучий человек, он воспитывал во мне мужской характер и представление об окружающем мире. Сам никогда ничего не выдумывал. Стол — это стол, любимая женщина — это любимая женщина. Он жил ясной, реальной жизнью.

Считал, что самое важное — это характер, — и работал над моим. Играл со мной в шашки и никогда не поддавался. Я проигрывал и рыдал. Потом научился проигрывать и рыдать перестал. Когда я в конце концов выиграл, дед сказал: «Все, ты научился проигрывать и победил!» И больше ни разу со мной не играл.

Еще он учил меня правде жизни.

Борис Ливанов в роли Кассио, начало 1930-х годов. Фото: из архива семьи Ливановых

— Это как? Можете привести пример?

— Когда мне было одиннадцать, он пошел со мной в Третьяковку. Мы подошли к картине Репина «Бурлаки на Волге». Дед спросил, нравится ли она мне. Картина мне нравилась. Дед же сказал: «Говенная картина!» — «Почему?» — «Это не бурлаки, а сволочь. — Так называли людей с волока, не постоянных работников, а случайных, беглых, уголовников, которые приходили деньги срочно заработать. — Смотри, как молодой парень в лямке мучается. Таких у нас не было, хозяин бы выгнал». А потом добавил: «Работать надо, а не мучиться!» Это был его завет.

Мама Евгения Казимировна, начало 1930-х годов. Фото: из архива семьи Ливановых

— Вы когда-нибудь видели его на сцене?

— Никогда. И очень жалею об этом. Контакт с ним у меня был даже лучше, чем с отцом. Дед умер, когда мне исполнилось 14 лет. Известие это застало нас с отцом на гастролях в Киеве. Ночью я первый раз в жизни слышал, как плачет отец... Дед всегда говорил, что самое выдающееся, что он сделал в искусстве, это его сын — Борис Ливанов.

Василий Ливанов с отцом Борисом Ливановым, конец 1930-х годов. Фото: из архива семьи Ливановых

— И он был прав. Ваш отец был народным артистом, кумиром публики и любимым учеником Станиславского. О нем Немирович-Данченко говорил, что таланта у него на четверых.

— Отец был человеком выдающимся, мощным и бесстрашным. В 16 лет сбежал из дома, чтобы вступить добровольцем в Красную армию и воевать с басмачами в Туркестане. Участвовал в ночной кавалерийской атаке, когда было разгромлено войско Ибрагим-бека. Это было страшное и кровавое сражение. Он многое прошел, но все равно воспринимал это как смертельно опасное, но все же приключение.

Фото: из архива семьи Ливановых

— Как воспринял дед решение наследника пойти по его стопам?

— Поддержал и желание одобрил, но при этом четко приказал: «Иди во МХАТ, если хочешь быть настоящим артистом. Это наша русская национальная школа». И отец его послушал, хотя его к себе звал друг Всеволод Мейерхольд, у которого система была прямо противоположной системе Станиславского и акцент ставился на внешней выразительности, а не на психологическом театре.

В актерской профессии отец был очень успешным. Орденоносец, одна Государственная и пять Сталинских премий. Первую он получил за фильм «Минин и Пожарский», который в 1939 году снял Пудовкин, а отец сыграл князя Пожарского. Ему часто приходилось в кино играть людей выдающихся, среди них князь Потемкин, Всеволод Руднев, командир легендарного крейсера «Варяг», Михайло Ломоносов. Кино ему принесло успех и любовь зрителей. Но театр он уважал больше. Он до конца дней оставался верен МХАТу. Отец был великим артистом. И вокруг были такие же глыбы. Я больше тридцати раз смотрел спектакль «Мертвые души», где он играл Ноздрева, Тарханов — Собакевича, а Топорков — Чичикова. Помню, как открывался занавес, и в профиль к залу сидел Топорков. А прямо лицом к залу на диванчике — Михаил Михайлович Тарханов (Собакевич). Они не двигались и ничего не говорили. Тарханов — Собакевич смотрел в зал. Через три минуты среди публики начиналось хихиканье, оно перерастало в смех, затем в хохот и овацию. Это была магия искусства! Зритель понимал, что перед ним сидит тот самый Собакевич, который написан у Николая Васильевича Гоголя. Вот это актерская тайна. Такая сила перевоплощения, такая внутренняя энергетика! Этим владели отец и его коллеги.

Фото: из архива семьи Ливановых

В том, что он будет верен МХАТу, отец поклялся на могиле Константина Сергеевича Станиславского, своего учителя. Константин Сергеевич за два года до смерти подарил отцу свой портрет со словами: «Берегите тайну русского артиста».

На предложение возглавить Театр Пушкина отец ответил отказом, хотя предложение многим показалось заманчивым. Когда в театр пришел Олег Ефремов, отец из МХАТа ушел, сказав: «Никогда не работал в театре «Современник», тем более в его филиале». Тяжело заболев, он повесил над своей кроватью тот самый огромный портрет Станиславского. И отец был верен Станиславскому и МХАТу до конца своих дней. По сути, он и умер вместе со своим театром.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лионелла Пырьева. О друзьях и недругах Лионелла Пырьева. О друзьях и недругах

Жизнь и профессия Лионеллы Пырьевой

Коллекция. Караван историй
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
Баталовы Баталовы

Алексей Баталов мог достичь успеха где угодно, но остался верен кино

Караван историй
Идеальные партнеры Идеальные партнеры

Как правильно сочетать разные цветы в саду

Добрые советы
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля

57 дней в одиночестве: невероятная история Ады Блэкджек

Forbes
Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога

Заниженная самооценка мешает нам строить здоровые отношения и карьеру

Psychologies
ПИФы навели на цель ПИФы навели на цель

В борьбе за инвесторов компании запускают нишевые и экзотические фонды

Монокль
Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры» Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры»

«Нет... Вас никогда не будут снимать. Ваше лицо — для рекламы одеколона»

Караван историй
Проводник к звездам Проводник к звездам

Когда появятся гиды для космических туристов и где получить эту профессию

РБК
Красота у аппарата Красота у аппарата

Что стало драйвером развития рынка косметологических услуг

Ведомости
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Золото выглядит дорого Золото выглядит дорого

Бурный рост цен на золото создал благоприятные условия для золотодобычи в России

Монокль
Алексей Осадчий: «Один из самых сложных вызовов — интерпретация активности мозга» Алексей Осадчий: «Один из самых сложных вызовов — интерпретация активности мозга»

Как работают интерфейсы «мозг — компьютер», сможем ли мы лечить деменцию?

РБК
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
Молодежь рвется наверх Молодежь рвется наверх

Молодежь выбирает стабильную карьеру вместо быстрых, но временных заработков

Ведомости
Семь секретов красивого голоса Семь секретов красивого голоса

Простые хитрости, которые помогут сохранить звучание голоса в любом возрасте

Здоровье
Перевоспитание мужчин и инвестиции: как Австралия стала примером в борьбе с насилием Перевоспитание мужчин и инвестиции: как Австралия стала примером в борьбе с насилием

Как Австралия смогла войти в топ-20 самых безопасных стран мира для женщин?

Forbes
Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике Тепло, еще теплее: будет ли профит от таяния льдов в Арктике

Как сокращение площади льда в Арктике повлияет на разные отрасли

Монокль
Голод и дядька Голод и дядька

Лечебное голодание — крайне полезная для социального капитала вещь

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
Шимпанзе используют «деревянный телеграф» для удаленного общения Шимпанзе используют «деревянный телеграф» для удаленного общения

Ученые знают, что шимпанзе барабанят по деревьям, но только сейчас поняли, зачем

ТехИнсайдер
Вымереть обратно Вымереть обратно

Пророчество фильма «Парк юрского периода»: можно ли воссоздать вымершие виды

Вокруг света
Сталинская трасса: как самолеты перегоняли из Америки в СССР в годы Второй мировой войны Сталинская трасса: как самолеты перегоняли из Америки в СССР в годы Второй мировой войны

Почти 15 тысяч самолетов были поставлены в СССР по ленд-лизу в годы ВОВ. Но как?

ТехИнсайдер
Летняя косметичка: что убавить, что прибавить Летняя косметичка: что убавить, что прибавить

Как пережить жару и сохранить красоту? Золотые правила ухода

Добрые советы
Садовая диета Садовая диета

Как правильно обрабатывать отходы, чтобы пустить их на удобрения

КАНТРИ Русская азбука
Зеленые защитники Зеленые защитники

Какие партнерства садовых растений обладают удивительными способностями?

Добрые советы
Электрическое движение Электрическое движение

Электродвижение в яхтинге: путь к экологичной навигации

Y Magazine
«Крепкая семья остается сегодня наиболее важной ценностью» «Крепкая семья остается сегодня наиболее важной ценностью»

Как увеличить население нашей страны

Эксперт
Открыть в приложении