Сколько стоили импортные фильмы России

ДеньгиИстория

Кино привезли

Сколько стоили импортные фильмы России

Текст: Алексей Алексеев

В конце апреля в столице прошел 47-й Московский международный кинофестиваль, в основном конкурсе которого участвовали представители Испании, Италии, Турции, Южной Кореи, Аргентины, Индии и России. «Деньги» решили напомнить, что отечественный кинозритель впервые получил возможность выбора между российским и зарубежным фильмом в далеком 1908 году. В советское время проблема выбора встала не только перед зрителями, но и перед кинопрокатчиками. Им нужно было постоянно решать, какие фильмы показывать — идеологически правильные, но малоинтересные широким массам, или идеологически чуждые, но зрелищные и кассовые.

Государь император и французское кино

Рассказ о зарубежном кино в России следует начинать с французского кинематографа. Французы пришли на российский кинорынок первыми, получив высочайшее одобрение российского императора. Компания изобретателей аппарата «Синематограф» братьев Люмьер получила разрешение на съемку коронационных торжеств по случаю восшествия на престол императора Николая II. Коронация прошла 14 мая 1896 года (по старому стилю). Первый в России киносеанс состоялся даже раньше — 4 мая в саду «Аквариум» в Санкт-Петербурге. 6 мая несколько короткометражек, в том числе легендарную ленту «Прибытие поезда», показали в Москве.

Вслед за Люмьерами на российский рынок пришли и другие французские кинофирмы — «Бр. Пате» (Pathe Freres) и «Гомон» (Gaumont). Первоначально они демонстрировали снятые во Франции картины, затем стали снимать фильмы в России. Шарль Омон стал основателем российского кинопроката.

До 1908 года отечественный зритель мог смотреть только французское кино, своего просто не существовало. Но затем появились российские кинокомпании, крупнейшей из которых было акционерное общество «А. А. Ханжонков и Ко», а московское отделение «Бр. Пате» открыло в Москве собственную киностудию, на которой снимались картины преимущественно на российскую тематику. Товарищество «П. Тиман и Ф. Рейнгардт» создавало и выпускало в прокат фильмы «Русской золотой серии» (экранизацию произведений классиков русской литературы), одновременно с этим занималось прокатом немецких фильмов.

Несмотря на интерес публики к картинам о Петре Первом, обороне Севастополя, Отечественной войне 1812 года и экранизациям романов Льва Толстого, прокат импортных фильмов тоже мог быть успешным. В 1916 году Александр Ханжонков заплатил 100 тыс. руб. за 20 копий итальянского боевика «Кабирия». Он предложил владельцам московских кинотеатров показывать фильм у себя за процентные отчисления. Получив отказ, Ханжонков устроил монопольный показ в своем кинотеатре на Триумфальной площади в Москве. Несмотря на удвоенную цену билетов, на сеансах был постоянный аншлаг. Владельцы других кинотеатров пошли на попятную, согласившись на условия Ханжонкова.

Цены на билеты в кино в дореволюционные годы сильно зависели от разряда кинотеатров, времени сеанса, места в зрительном зале. Билет на детский дневной сеанс в провинциальном кинотеатре мог стоить 10 коп. Билет на премьеру в четырехместную ложу кинотеатра первого разряда — 4 руб., а в отдельных случаях — 8–10 руб. и больше.

После начала Первой мировой войны ситуация на кинорынке изменилась. В воюющей Франции сильно снизились объемы кинопроизводства, ввоз немецких фильмов в Россию был запрещен (их ввозили через нейтральные страны и показывали под видом датских или шведских).

НЭП, немецкое и американское кино

В начале 1920-х годов ситуация на отечественном кинорынке напоминала 1908 год. В кинотеатрах шли практически только иностранные фильмы. Закупка фильмов за рубежом была высокоприбыльной: на вложенный рубль можно было получить 20–30 руб. Фильмы ввозились контрабандой.

Разрушенную революциями и войнами киноотрасль помог восстановить НЭП. Начали возникать государственные кинопредприятия, действующие на коммерческой основе: «Севзапкино», «Кино-Москва», «Русь», «Кино-Север» и «Пролеткино».

13 июня 1924 года Совнарком РСФСР принял постановление «Об организации кинодела в РСФСР». Было учреждено «акционерное общество по производству и прокату в РСФСР кинофильм» (в том же году наряду со словом женского рода «фильма» начало входить в употребление слово «фильм»). Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Советское кино» (в обиходе «Совкино») просуществовало до 1930 года.

«Совкино» получило серьезные налоговые льготы, а также право на импорт, производство и монопольное право проката советских и зарубежных кинофильмов. Приобретать фильмы за рубежом могли все организации, но валютные операции требовалось проводить через «Совкино». За счет преимущественного положения ему удалось подмять под себя всех конкурентов — как в кинопроизводстве, так и в прокате.

До 1926–1927 годов производство советских фильмов было убыточным, но «Совкино» получало прибыль за счет проката заграничных кинокартин.

На Первом Всесоюзном партийном совещании по кинематографии, прошедшем в марте 1928 года, звучали следующие цифры статистики.

За иностранный фильм платили в среднем $2–3 тыс. (примерно соответствует современным $36–48 тыс.). Дополнительно оплачивалась стоимость копий. В итоге картина обходилась примерно в 15 тыс. руб. (в международных расчетах применялся курс $1=1,94 руб.).

Советское кино обходилось гораздо дороже. Средняя стоимость оригинала кинофильма составляла 75 тыс. руб., копии — 350–400 руб. В среднем с каждой картины снималось 42 копии. Полная цена, соответственно, могла превышать 90 тыс. руб.

Согласно официальному отчету «Совкино», фильмы советского производства в прокате давали 11,805 млн руб. валового дохода, при этом не приносили никакой прибыли. Прокат заграничных фильмов принес 18,686 млн руб. За вычетом расходов на содержание аппарата «Совкино» и денег, потраченных на покупку зарубежных картин, прибыль «Совкино» в 1927 году составила около 16 млн руб.

В первой половине 1920-х годов советский зритель смотрел преимущественно немецкие фильмы. Их ввоз восстановился после признания Советской России Веймарской республикой в 1922 году. 80% закупаемых РСФСР зарубежных фильмов составляли фильмы германского производства.

Вот как выглядел, например, репертуар московских кинотеатров в апреле 1924 года. «1-й Госкино» (бывший «Художественный») и «2-й Госкино» (бывший «Модерн»), «Кино-Арс» и «Уран» — показ первым экраном ленты «Шахтер Томас» Карла Груне, «титана кинорежиссуры», судя по рекламе того времени. В кино в помещении Камерного театра на Тверском бульваре — «Анна Болейн» Эрнста Любича. В кино 1-й студии М.Х.А.Т. демонстрировалась «Индийская гробница» Джоэ Мая — «грандиозная мировая лента, чудо современной кинотехники».

Советские фильмы не только стоили дороже импортных, они еще и меньше нравились советскому зрителю. На совещании 1928 года один из докладчиков рассказал о том, как «Совкино» просили не выпускать в прокат в Москве «порнографическую, бездарную, исключительно на пошлости основанную» картину «Ее каприз», так как она может помешать показу советской картины «Октябрь» Сергея Эйзенштейна. «Совкино» не вняло просьбе. Картина «Bitzzug der Liebe» с Осси Освальда в главной роли вышла в прокат, зрители пошли на нее, а не на ленту, снятую Эйзенштейном к десятилетию революции.

В середине 1920-х в советских кинотеатрах стали появляться американские фильмы, постепенно вытесняя с экранов немецкую продукцию. В 1926 году Москву в рамках европейского турне посетили две суперзвезды Голливуда — Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс. На площади Белорусско-Балтийского вокзала их ждали 35 тыс. поклонников. Издательства печатали книги с биографией Мэри и открытки с ее портретами и кадрами из фильмов. Режиссер Сергей Комаров снял сатирический фильм «Поцелуй Мэри Пикфорд» (съемки обошлись в 80 тыс. руб.).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Формула жизни Формула жизни

Корейцы уверены, что лапша – символ долголетия, а суп – его гарантия

Вокруг света
Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной

Вступить в «кружок поэтов ИФЛИ» было никак не легче, чем в Союз писателей СССР

Знание – сила
Человек решающий Человек решающий

Как построить организацию будущего, где решения принимает каждый

kiozk originals
Правила цветочного короля Правила цветочного короля

Цветочный король Борис Горкунов — о правилах ведения бизнеса

Монокль
Ловушка цифрового романтизма: как онлайн-дейтинг эксплуатирует наши уязвимые стороны Ловушка цифрового романтизма: как онлайн-дейтинг эксплуатирует наши уязвимые стороны

Как алгоритмы онлайн-знакомств мешают формированию устойчивой привязанности?

Forbes
Пробежать мышкой Пробежать мышкой

Обзор удобных программ для планирования интерьера дома и участка

КАНТРИ Русская азбука
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
Золотые линии кинцуги Золотые линии кинцуги

Моя кульминационная точка «случилась» в день, когда мне исполнилось 50

Afternoon Seasons of life
Нейробиологи показали, как мозг хранит и редактирует наши воспоминания Нейробиологи показали, как мозг хранит и редактирует наши воспоминания

Механизмы, которые хранят и обновляют воспоминания в мозге

ТехИнсайдер
Еще раз про банальность зла: в Каннах показали фильм Серебренникова о докторе Менгеле Еще раз про банальность зла: в Каннах показали фильм Серебренникова о докторе Менгеле

Что Серебренников хотел сказать зрителю в красивом фильме о докторе Менгеле?

Forbes
Ходить, плавать замедляться Ходить, плавать замедляться

15 путешествий, для которых не нужны визы

Afternoon Seasons of life
Расширение без спроса Расширение без спроса

Почему сокращается количество заявок на семейную ипотеку на вторичное жилье

Ведомости
Хоббиномика: как научиться управлять вниманием и развить эмпатию с помощью чтения Хоббиномика: как научиться управлять вниманием и развить эмпатию с помощью чтения

Почему чтение все еще актуально и где искать хорошие книжные рекомендации

Forbes
Пятиминутный путеводитель по хулиганам Пятиминутный путеводитель по хулиганам

Все о хулиганах: от поэтов Серебряного века до футбольных фанатов «Ливерпуля»

Правила жизни
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
Зарабатываете на пельменях, а просите денег на ПО: 7 причин, почему инвестор может отказать стартапу Зарабатываете на пельменях, а просите денег на ПО: 7 причин, почему инвестор может отказать стартапу

Семь причин, по которым инвестиционные фонды отказывают стартапам

Inc.
Антон Рудзат Антон Рудзат

Антон Рудзат режиссирует, фотографирует и придумывает стратегии

Собака.ru
Кошка с собой Кошка с собой

Что стоит предусмотреть перед совместным отпуском с домашней кошкой

Новый очаг
«Мы боремся с инфляцией ценой экономического роста» «Мы боремся с инфляцией ценой экономического роста»

Эксперт ЦМАКП — о состоянии экономики, промышленности и инвестиций

Монокль
Карта мягкой посадки Карта мягкой посадки

Российская экономика остывает, а бизнес ищет растущие сегменты

Монокль
«Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским «Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским

Валентин Словетский — классик русского рэпа. Поговорили с ним о новом альбоме

Правила жизни
Боярские Боярские

Михаил Боярский стал лицом семьи, но все равно уверен — лучшие были до него

Караван историй
Столкновение умов: как не проиграть конкуренцию в борьбе за лидерство в области ИИ Столкновение умов: как не проиграть конкуренцию в борьбе за лидерство в области ИИ

Как на самом деле развивается ИИ в России?

Forbes
Голод и дядька Голод и дядька

Лечебное голодание — крайне полезная для социального капитала вещь

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Братья Либа Братья Либа

Творчество братьев Либа разноцветной палитрой бушует между двумя точками

Afternoon Seasons of life
Отдых с сюрпризом Отдых с сюрпризом

Пять наиболее распространенных схем обмана, которые могут испортить твой отпуск

Лиза
Самые популярные выпуски шоу «Ильдар-автоподбор» Самые популярные выпуски шоу «Ильдар-автоподбор»

Одни из самых популярных (по количеству просмотров) видео «Ильдар-автоподбора»

Maxim
Стравинский. Танцы. Люди Стравинский. Танцы. Люди

Денис Мережковский разбирается в правилах хореографического импортозамещения

Moodboard
Среда для жизни Среда для жизни

Рука об руку: как благоустроить общественные пространства вместе с жителями?

Ведомости
Разделяй и властвуй Разделяй и властвуй

7 необычных идей для зонирования в маленькой квартире

Лиза
Открыть в приложении