Свежая ягода — круглый год
«Вкус Ставрополья» выращивает землянику в теплицах

В 2023 году урожай ягод у сельхозпроизводителей и в фермерских хозяйствах составил 25,4 тыс. т. Хотя эта цифра невелика, она почти в два раза больше объема сбора десятилетней давности. В то же время российским производством покрывается лишь 25–30 % от потребности внутреннего рынка в свежей ягоде, остальное импортируется. Причина высокой доли ввоза в том, что климатические особенности России не позволяют выращивать ягодные культуры круглый год в открытом грунте даже в самых южных регионах. Инвестиции же в тепличные проекты крайне высокие и не всегда обоснованы. Тем не менее в стране есть и такой опыт: уже более пяти лет круглогодичный комплекс по выращиванию ягод функционирует в Ставропольском крае.
Тепличный комбинат по круглогодичному производству земляники «Вкус Ставрополья», построенный с нуля, был запущен в 2019 году. Идея создания бизнеса зародилась в 2017-м. «Мы тщательно анализировали, что уникального можем создать, что будет радовать покупателей и нести здоровье. В итоге оценка рынков, опросы, сбор частных мнений привели нас к выращиванию ягоды, — вспоминает собственник и гендиректор компании Анна Андреева. — За несколько лет мы прошли путь от идеи, поиска земельного участка и профильных специалистов, строительства, ввода в эксплуатацию до стабильного, прогрессивного предприятия». Инвестиции в проект составили порядка 1 млрд руб.
По ягодам – самый крупный
Ассортимент комбината представлен земляникой садовой короткого и длинного светового дня. Вариация сортов зависит от времени года с учетом необходимого количества света, который оказывает решающее влияние на качество и объем урожая. Полезная площадь выращивания ягоды составляет 6 га.
При изучении технологий производства земляники в закрытом грунте в 2018 году на предприятии пришли к выводу, что настоящей технологии круглогодичного выращивания этой ягоды в России нет, поэтому она была заимствована специалистами «Вкуса Ставрополья» из Нидерландов и успешно внедрена. «Мы постоянно развиваемся, экспериментируем с методами производства, сортами и технологиями, — рассказывает Андреева. — Такая стратегия позволяет быстро адаптироваться к изменениям количества солнечной радиации, качества посадочного материала, предпочтений покупателя».
Другие виды ягод комбинат сейчас не выращивает. «Ранее у нас были планы по созданию мультиягодного кластера, но в 2022 году мы были вынуждены от них пока отказаться: из-за санкций подорожала логистика, стремительно выросли цены на оборудование, зарубежные партнеры зачастую отказываются вести бизнес с Россией, а в нашей стране аналогов необходимого посадочного материала нет», — объясняет глава компании. Чтобы снизить зависимость от импорта, специалисты «Вкуса Ставрополья» экспериментируют с выращиванием собственных саженцев. Также планируется продолжать опыты по производству малины, ежевики и голубики. Ранее проведенный эксперимент по выращиванию последней уже дал положительный результат, утверждает Андреева.
Годовой объем производства садовой земляники во «Вкусе Ставрополья» составляет несколько сотен тонн. В этом году предприятие планирует увеличить урожай на 10 % за счет развития технологии выращивания. «Это самый крупный в России промышленный производитель свежей несезонной земляники в защищенном грунте», — констатирует гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. По информации Минсельхоза Ставропольского края, в 2024 году в регионе было собрано 926 т земляники, в том числе 192 т в открытом грунте и 734 т — в защищенном.
Проект уникален не только своим масштабом, но и очень серьезно построенной программой реализации продукции, комментирует гендиректор ИА FruitNews, руководитель проекта «Ягодная академия» Ирина Козий. «Именно “Вкус Ставрополья” стал первым хозяйством, обеспечивающим присутствие отечественной ягоды на полках розничных сетей во многих регионах страны вне основного сезона выращивания в открытом грунте, — подчеркивает она. — Продукцию предприятия под брендом “Выберри меня” мы можем увидеть в очень многих магазинах на протяжении большинства весенних и осенних месяцев. Это очень большая работа — вырастить такую ягоду, поставить ее на полки магазинов и успешно конкурировать с импортом». Земляника, произведенная комбинатом, реализуется в основном через федеральные сети, уточняет Андреева. География продаж простирается до Санкт-Петербурга и Урала.

Технологические особенности
Для тепличных предприятий, в том числе по выращиванию ягод, очень важны дешевые энергоресурсы и минимум досветки искусственным освещением. Соответственно, количество теплых и солнечных дней — это один из важнейших критериев выбора региона для реализации таких проектов, акцентирует внимание гендиректор компании «Агриконсалт» Андрей Голохвастов. С этой точки зрения Ставропольский край — достаточно удачный регион.
Технологию досвечивания в компании не применяют, рассказывает Андреева. «Наш опыт показывает, что крайне малое количество сортов подходит для подобного выращивания, при этом они не отличаются хорошими вкусовыми качествами, категорийностью и лежкостью», — поясняет она. Тем не менее комбинат собирает землянику круглый год за исключением января и февраля. На два тепличных блока получается пять оборотов урожая в год.
Все проекты по круглогодичному производству ягод в стране по факту не совсем круглогодичные — у них есть технологические перерывы, но они приходятся совсем на другое время, чем у предприятий, занимающихся выращиванием ягод в открытом грунте или туннелях, комментирует Ирина Козий. Теплица «Вкуса Ставрополья» обходится без досвечивания за счет того, что находится в южном регионе, который отличается обилием солнечных дней в течение года. С другой стороны, отсутствие досвечивания ограничивает возможность накопления сахаров в ягоде в самые темные месяцы года, добавляет эксперт.
Российские компании, выращивающие ягоды без досвечивания, обычно применяют двухволновый культурооборот, получая таким образом раннюю и позднюю ягоду, отмечает Решетникова. Для Ставропольского края с высокой фотосинтетически активной радиацией начало сбора первой волны начинается в конце февраля-марте, а второй — в августе-сентябре. «Это правильный подход, так как летом тепличным предприятиям конкурировать по цене с ягодой, выращенной в открытом грунте и в туннельных теплицах, нереально», — утверждает эксперт. С другой стороны, в самый высокий зимний сезон, когда стоимость земляники достигает пика, у хозяйств, использующих двухволновый культурооборот, нет продукции на реализацию, и это своеобразный минус данной технологии.
Круглогодичное производство ягод — очень рискованный бизнес, признает Андреева. Во-первых, у таких проектов не быстрая окупаемость. «По нашей бизнес-модели срок возврата инвестиций составит минимум 12 лет, — делится она. — Для сравнения, на огурцах это четыре-пять лет».