Атлантические крепости Третьего рейха

19 января 1944 года Адольф Гитлер объявил 14 участков Атлантического побережья Франции, входившего в состав так называемого Атлантического вала (нем. Atlantikwall), а также оккупированные британские Нормандские острова в проливе Ла-Манш Атлантическими крепостями (Atlantikfestungen). В англоязычных источниках они именуются атлантическими карманами («Atlantic pockets»). Некоторые из этих крепостей стойко сопротивлялись даже после 9 мая 1945 года, находясь вдалеке от линии Западного фронта.
Назначение этих крепостей-портов было двояким: в случае высадки войск западных союзников с целью открытия Второго фронта воспрепятствовать их пополнению и снабжению через данные порты; попытаться сохранить их как базы подводных лодок, игравших важную роль в боевых действиях на коммуникациях союзников («крепости» в Бискайском заливе).
Кроме того, на территории «карманов» на побережье Ла-Манша располагались береговые батареи с орудиями большой мощности, позволяющими обстреливать не только корабли и суда противника, но иногда даже прибрежные районы Англии. Например, расположенная неподалеку от Кале батарея «Линдеманн», названная в честь погибшего вместе со своим кораблем командира линкора «Бисмарк», была оснащена тремя 40,6-см (в это время в Германии калибр орудий измерялся не в миллиметрах, а в сантиметрах) пушками 40.6 cm SK C/34 с дальностью стрельбы до 56 км. Это позволяло держать под обстрелом английское побережья от городка Нью-Ромни до порта Рамсгейт.
Первыми в бой вступили немецкие «крепости», прилегавшие к району высадки союзных войск в бухте Сены (операция “Overlord”), или, как более принято это называть, – в Нормандии, начавшейся 6 июня 1944 года. Так как немецкое военное командование считало наиболее вероятным районом высадки противника побережье между Булонью и Дюнкерком, то фактическое место высадки десанта было довольно слабо укреплено.
Одной из первоочередных задач союзников был захват портов Шербур и Гавр, что позволило бы обеспечить надежное снабжение высадившихся войск.

Взять Шербур с ходу не удалось из-за упорного сопротивления немецких частей, и бои продлились с 6 июня до 1 июля. 18 июня американские войска отрезали немецкие войска на севере полуострова Котантен, а через два дня три дивизии «янки» штатной численностью 45 тыс. человек начали штурм портового города.

Состояние усугубил сильный шторм, разразившийся в бухте Сены 18–22 июня, разрушивший искусственный порт союзников «Мальбери». Захват портов стал важнейшей задачей.
Им противостояла немецкая слабо вооруженная крепостная пехотная дивизия, средний возраст бойцов которой составлял 36 лет, моряки береговых частей и экипажей потопленных кораблей, рабочие организации Тодт. Часть обороняющихся состояла из военнослужащих «восточных батальонов», сформированных из советских военнопленных, перешедших на сторону врага. Важную роль в обороне сыграли береговые батареи: четыре 240-мм и восемь 150-мм орудий.
Операции сопутствовали массированные бомбардировки с моря и воздуха, носившие неизбирательный характер, приведшие к огромным потерям среди «дружественного» французского населения и к ничтожным жертвам у немецких военнослужащих. А город был стерт с лица земли.

Огонь с моря вели 3 линкора, 4 крейсера и 11 эсминцев американского и британского флотов. В ходе артиллерийской дуэли 9 союзных кораблей получили повреждения, в то время как немецкие орудия пострадали незначительно. А с воздуха на немецкие позиции обрушились сотни тонн бомб. Например, 22 июня в налетах участвовало более 600 бомбардировщиков.
Хотя после кровопролитных боев американским войскам и удалось овладеть Шербуром, немцы смогли вывести из строя или заминировать все портовые сооружения и затопить в гавани 110 судов, что полностью заблокировало порт.

Американский полковник Олвин Дж. Вини, которому было поручена разработка плана введения порта в эксплуатацию, писал: «Разрушение порта Шербур было мастерской работой, без всякого сомнения, наиболее полной, интенсивной и отлично спланированной операцией такого рода в истории».
Тем не менее инженерным частям и кораблям американского и британского флотов довольно быстро удалось очистить акваторию порта от затонувших судов и мин (к 13 июля вытралено 133 мины), при этом погибли 4 союзных корабля. Уже 16 июля в Шербуре был разгружен первый транспорт, хотя на полную мощность порт заработал только через три месяца. К концу войны через него прошло 2 826 740 т грузов и 130 210 солдат и офицеров союзных войск.
10–12 сентября 1-й британский армейский корпус (три британских пехотных дивизии и канадский мотострелковый полк) провели операцию «Астония» (Operation Astonia) по захвату важного французского порта Гавр, расположенного на восточном побережье бухты Сены в устье одноименной реки.

К моменту начала операции «Оверлорд» в Гавре базировались миноносцы, торпедные катера, тральщики и сторожевые корабли, в основном переоборудованные из гражданских судов, а также «чудо-оружие» Кригсмарине – одноместные человекоуправляемые торпеды «Негер» и «Мардер», взрывающиеся катера «Линзе». Эти силы пытались противодействовать флоту союзников, но особых успехов не достигли, понеся при этом серьезные потери.

В свою очередь несколько сотен британских самолетов 14–15 июня нанесли удары по порту Гавра, сбросив тысячи тонн бомб. При этом для уничтожения бетонных бункеров-укрытий торпедных катеров применялись бомбы «Tollboy» массой 5,4 т. Последствия были катастрофическими: было потоплено 3 миноносца, 9 торпедных катеров, 20 тральщиков и сторожевых кораблей, 19 буксиров и много других судов. Погибло около тысячи немецких моряков. Части уцелевших кораблей удалось проскользнуть через блокаду союзников и к 30 августа порт опустел.
3 сентября командовавший британским корпусом генерал-лейтенант Джон Крокер предложил гарнизону города сдаться, угрожая в противном случае массированной бомбардировкой. Командир немецкого гарнизона полковник Германн-Эбергард Вильдермут капитулировать отказался и попросил Крокера дать возможность гражданскому населению покинуть город (в нем еще оставалось около 50 тыс. французов), но получил отказ.
Массированные воздушные бомбардировки королевских ВВС начались пятого и продлились до одиннадцатого сентября. Было сброшено около 18 800 т бомб, в том числе большое количество зажигательных. При этом бомбардировке подверглись в основном не немецкие укрепления на подходах к городу, а его центральные районы. Потери гражданского населения составили около 5 тыс. человек, в то время как немцы потеряли от 8 до 19 человек. Было уничтожено 82% зданий, 80 тыс. человек остались без крова. Гавр считается наиболее пострадавшим в ходе Второй мировой войны городом Франции.

С моря огонь вели вооруженные 381-мм орудиями британский линкор «Уорспайт» и монитор «Эребус», обрушившие на береговые цели 4100 т снарядов. Им противостояли немецкие береговые батареи армии и флота, вооруженные орудиями калибра 75–170-мм. 170-миллиметровкам с дистанции 28 км удалось дважды поразить «Эребус», которому приходилось уходить на ремонт в Англию.

После ожесточенных боев 12 сентября немецкий гарнизон Гавра капитулировал, в плен попало 11 300 человек. Имевший стратегическое значение порт был разрушен, гавань и эстуарий Сены заминированы, там было затоплено около 350 судов. Порт принял первые суда только 2 октября, но на полную мощность заработал намного позднее.