Коллекция. Караван историйЗнаменитости
Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!»

«Пырьев однажды стоял передо мной на коленях. Да-да! Это было уже после «Идиота». Звонок с киностудии: с вами хочет поговорить Иван Александрович, приезжайте. За мной присылают машину. И вот вхожу в кабинет Пырьева. Вдруг он вскакивает из-за стола, падает перед мной на колени: «Умоляю, сыграй в новом фильме Рязанова!» Журналист Олег Перанов много лет общался с Юрием Яковлевым, и сегодня мы публикуем последнее интервью с этим прекрасным актером.
В последний раз народный артист СССР Юрий Яковлев вышел на сцену осенью 2013 года, буквально за пару месяцев до своего ухода из жизни. К тому времени в его репертуаре оставалась только одна роль — в спектакле «Пристань». Эту постановку режиссер Римас Туминас выпустил к 90-летию Театра имени Вахтангова. Тогда на сцене можно было увидеть старожилов труппы Владимира Этуша, Юлию Борисову, Василия Ланового, Людмилу Максакову, Вячеслава Шалевича и, конечно, Юрия Яковлева. Народные артисты играли отрывки из разных произведений Достоевского, Пушкина, Брехта... Юрий Васильевич выходил на 15 минут в роли Николая Алексеевича в «Темных аллеях» по Бунину.
«Все проходит, мой друг. Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать», — рассуждал герой.
И в нашем последнем разговоре, который состоялся перед его 85-летием, чувствовалось некое разочарование в профессии и в людях — все проходит.

Мы встретились у него дома в районе старого Арбата. Устроились в небольшой комнате-кабинете, где тускло горела настольная лампа: Юрий Васильевич признался, что любит полумрак. Он рассказывал, обращаясь даже не ко мне, а куда-то в темное окно, и это было в чем-то похоже на исповедь. Мягкий, тихий, бархатный голос. Паузы с закрытыми глазами. Большой перстень на пальце. Периодически он снимал очки. И печаль, некая усталость в глазах.
— Я давно завязал с разного рода съемками, после долгого перерыва согласился только сыграть в продолжении «Иронии судьбы...». Долго отказывался — опять этот надоевший мне Ипполит... Но Эльдар Александрович Рязанов упросил, — вздыхал тогда Яковлев. — Неделю мы снимали в Праге, там почему-то дешевле оказалось. А вообще — ну нет ни малейшего желания, потому что предлагают муру, сериалы вроде «Ментов». Оригинальных сценариев я не получаю. Да и с театром... Хватит, наигрался. Из постановки Петра Фоменко «Без вины виноватые» давно ушел, потому что считаю, что спектакль устал. Двенадцать лет играл в нем. Простите, что так говорю о своих коллегах, но они уже не те исполнители в этой постановке. И Сорина в «Чайке» давно не играю.
Но то, что работы сейчас мало, никак на меня не влияет. Я совершенно не чувствую себя ущемленным. Никаких негативных чувств по поводу своей так называемой невостребованности не испытываю. Вам признаюсь: острого желания сниматься в кино или играть каждый день в театре у меня уже нет.
Это не усталость, это некая переоценка ценностей. Я всю жизнь занимался театром, и когда-то было ощущение, что жить без него не могу. Именно театр у меня был на первом месте, а потом уже семья. А сегодня я понял, что могу жить без актерства: дача, жена, дети, внуки, собака — столько всего меня радует. Хотя, когда выхожу один раз в месяц на сцену, все равно испытываю блаженство, настроение повышается. Но...
Знаете, я вот иногда рассматриваю глянцевые журналы, вижу, как тот или иной артист, снявшись в одном сериальчике, покупает себе роскошный дом, хвастается им на всю страну, сам себя называет звездой, и удивляюсь. Чтобы нас в свое время называли звездами! Это был бы нонсенс, да и слово такое мы считали ругательным. В нашей профессии многое изменилось, и не в лучшую сторону. Часто молодые люди приходят в актерство только с желанием славы, денег. Мы же об этом никогда не думали, хотелось только работать. Какой для меня был праздник, когда в Театре имени Вахтангова я впервые вышел в спектакле «Два веронца» по Шекспиру в небольшой, но смешной роли Турио! Меня же в театр взяли сначала как комика, это уже потом я вышел в герои.

Хотите честно скажу? Я ведь однажды серьезно задумывался о том, чтобы уйти из профессии, и эти сомнения продолжались четыре года. Помню, мне тогда исполнилось пятьдесят два. А это возраст критический для актера, когда ты уже не молод, но еще и не стар. И я почувствовал, что какая-то трещинка образовалась внутри меня. Стал задавать себе вопрос: «А зачем я в этой профессии?» Да, я уже был узнаваемым, много лет играл в театре, много снимался, все звания уже получил. Но настроение вдруг очень испортилось. Еще скажу по секрету: тогда вышел фильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» с Олегом Табаковым в главной роли. А я со студенческих лет мечтал сыграть этого персонажа! Ни о каком другом литературном герое так не мечтал, как о нем. И, к сожалению, Обломов так и прошел мимо меня... Расстроился страшно.
И странные мысли стали приходить в голову: «Стоит ли и дальше продолжать этим всем заниматься?!» К тому же мне стали передавать разного рода кривотолки обо мне, дескать, Яковлев изменился, он больше уже ничего не может. Что тоже было крайне неприятно! В течение четырех лет я ничего не репетировал, доигрывал старые спектакли. Создалось впечатление, что я спустился сверху на самую нижнюю ступеньку! У меня случилась депрессия. Но выручили съемки в кино, все-таки надо было что-то зарабатывать. И кинематограф меня из той депрессии вытащил. Кстати, тогда мне позвонил главный режиссер МХАТа Олег Ефремов, пригласил меня поговорить. Помню, мы с ним встретились дома у Люды Максаковой. Олег Николаевич предложил перейти к нему в труппу и сразу на выбор несколько ролей в пьесах Чехова, чье творчество я люблю всю жизнь. Я же первым в истории русского театра оживил Антона Павловича — еще в 1965 году сыграл писателя в спектакле «Насмешливое мое счастье», который был поставлен по письмам Чехова и его близких...
Приглашал меня и Михаил Царев в Малый театр. И еще были предложения. Я много думал, соблазн оказался большой, но так и не смог переступить через себя и уйти из родного Театра имени Вахтангова. Все-таки там в моей жизни было много и хорошего!