Вот иду по улице, а на меня смотрят, как на сумасшедшего

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!»

Беседовал Олег Перанов

Фото: киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

«Пырьев однажды стоял передо мной на коленях. Да-да! Это было уже после «Идиота». Звонок с киностудии: с вами хочет поговорить Иван Александрович, приезжайте. За мной присылают машину. И вот вхожу в кабинет Пырьева. Вдруг он вскакивает из-за стола, падает перед мной на колени: «Умоляю, сыграй в новом фильме Рязанова!» Журналист Олег Перанов много лет общался с Юрием Яковлевым, и сегодня мы публикуем последнее интервью с этим прекрасным актером.

В последний раз народный артист СССР Юрий Яковлев вышел на сцену осенью 2013 года, буквально за пару месяцев до своего ухода из жизни. К тому времени в его репертуаре оставалась только одна роль — в спектакле «Пристань». Эту постановку режиссер Римас Туминас выпустил к 90-летию Театра имени Вахтангова. Тогда на сцене можно было увидеть старожилов труппы Владимира Этуша, Юлию Борисову, Василия Ланового, Людмилу Максакову, Вячеслава Шалевича и, конечно, Юрия Яковлева. Народные артисты играли отрывки из разных произведений Достоевского, Пушкина, Брехта... Юрий Васильевич выходил на 15 минут в роли Николая Алексеевича в «Темных аллеях» по Бунину.

«Все проходит, мой друг. Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать», — рассуждал герой.

И в нашем последнем разговоре, который состоялся перед его 85-летием, чувствовалось некое разочарование в профессии и в людях — все проходит.

Юрий Яковлев с сыновьями Антоном, Алексеем и дочерью Аленой, 2005 год. Фото: Елена Сухова/архив «7 дней»

Мы встретились у него дома в районе старого Арбата. Устроились в небольшой комнате-кабинете, где тускло горела настольная лампа: Юрий Васильевич признался, что любит полумрак. Он рассказывал, обращаясь даже не ко мне, а куда-то в темное окно, и это было в чем-то похоже на исповедь. Мягкий, тихий, бархатный голос. Паузы с закрытыми глазами. Большой перстень на пальце. Периодически он снимал очки. И печаль, некая усталость в глазах.

— Я давно завязал с разного рода съемками, после долгого перерыва согласился только сыграть в продолжении «Иронии судьбы...». Долго отказывался — опять этот надоевший мне Ипполит... Но Эльдар Александрович Рязанов упросил, — вздыхал тогда Яковлев. — Неделю мы снимали в Праге, там почему-то дешевле оказалось. А вообще — ну нет ни малейшего желания, потому что предлагают муру, сериалы вроде «Ментов». Оригинальных сценариев я не получаю. Да и с театром... Хватит, наигрался. Из постановки Петра Фоменко «Без вины виноватые» давно ушел, потому что считаю, что спектакль устал. Двенадцать лет играл в нем. Простите, что так говорю о своих коллегах, но они уже не те исполнители в этой постановке. И Сорина в «Чайке» давно не играю.

Но то, что работы сейчас мало, никак на меня не влияет. Я совершенно не чувствую себя ущемленным. Никаких негативных чувств по поводу своей так называемой невостребованности не испытываю. Вам признаюсь: острого желания сниматься в кино или играть каждый день в театре у меня уже нет.

Это не усталость, это некая переоценка ценностей. Я всю жизнь занимался театром, и когда-то было ощущение, что жить без него не могу. Именно театр у меня был на первом месте, а потом уже семья. А сегодня я понял, что могу жить без актерства: дача, жена, дети, внуки, собака — столько всего меня радует. Хотя, когда выхожу один раз в месяц на сцену, все равно испытываю блаженство, настроение повышается. Но...

Знаете, я вот иногда рассматриваю глянцевые журналы, вижу, как тот или иной артист, снявшись в одном сериальчике, покупает себе роскошный дом, хвастается им на всю страну, сам себя называет звездой, и удивляюсь. Чтобы нас в свое время называли звездами! Это был бы нонсенс, да и слово такое мы считали ругательным. В нашей профессии многое изменилось, и не в лучшую сторону. Часто молодые люди приходят в актерство только с желанием славы, денег. Мы же об этом никогда не думали, хотелось только работать. Какой для меня был праздник, когда в Театре имени Вахтангова я впервые вышел в спектакле «Два веронца» по Шекспиру в небольшой, но смешной роли Турио! Меня же в театр взяли сначала как комика, это уже потом я вышел в герои.

Юрий Яковлев с женой Ириной Леонидовной, его сын Алексей с женой Аней и дочкой Лизой, внучка Маша с мамой Аленой и сын Юрия Васильевича и Ирины Леонидовны Антон с сыном Петром, 2005 год. Фото: Елена Сухова/архив «7 дней»

Хотите честно скажу? Я ведь однажды серьезно задумывался о том, чтобы уйти из профессии, и эти сомнения продолжались четыре года. Помню, мне тогда исполнилось пятьдесят два. А это возраст критический для актера, когда ты уже не молод, но еще и не стар. И я почувствовал, что какая-то трещинка образовалась внутри меня. Стал задавать себе вопрос: «А зачем я в этой профессии?» Да, я уже был узнаваемым, много лет играл в театре, много снимался, все звания уже получил. Но настроение вдруг очень испортилось. Еще скажу по секрету: тогда вышел фильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» с Олегом Табаковым в главной роли. А я со студенческих лет мечтал сыграть этого персонажа! Ни о каком другом литературном герое так не мечтал, как о нем. И, к сожалению, Обломов так и прошел мимо меня... Расстроился страшно.

И странные мысли стали приходить в голову: «Стоит ли и дальше продолжать этим всем заниматься?!» К тому же мне стали передавать разного рода кривотолки обо мне, дескать, Яковлев изменился, он больше уже ничего не может. Что тоже было крайне неприятно! В течение четырех лет я ничего не репетировал, доигрывал старые спектакли. Создалось впечатление, что я спустился сверху на самую нижнюю ступеньку! У меня случилась депрессия. Но выручили съемки в кино, все-таки надо было что-то зарабатывать. И кинематограф меня из той депрессии вытащил. Кстати, тогда мне позвонил главный режиссер МХАТа Олег Ефремов, пригласил меня поговорить. Помню, мы с ним встретились дома у Люды Максаковой. Олег Николаевич предложил перейти к нему в труппу и сразу на выбор несколько ролей в пьесах Чехова, чье творчество я люблю всю жизнь. Я же первым в истории русского театра оживил Антона Павловича — еще в 1965 году сыграл писателя в спектакле «Насмешливое мое счастье», который был поставлен по письмам Чехова и его близких...

Приглашал меня и Михаил Царев в Малый театр. И еще были предложения. Я много думал, соблазн оказался большой, но так и не смог переступить через себя и уйти из родного Театра имени Вахтангова. Все-таки там в моей жизни было много и хорошего!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла» Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла»

Я актриса, которая может свою роль срежиссировать сама

Коллекция. Караван историй
Наночастицы пластика могут принести ионы тяжелых металлов в организм человека Наночастицы пластика могут принести ионы тяжелых металлов в организм человека

Пагубное воздействие частиц нанопластика еще больше усиливается

ТехИнсайдер
Ефремовы Ефремовы

Чета Ефремовых: от основателя «Современника» до звёзд сегодняшнего дня

Караван историй
В тени густых аллей В тени густых аллей

В усадьбах знаменитые дачники прошлого создавали свой неповторимый мир

КАНТРИ Русская азбука
Знаковая архитектура Знаковая архитектура

В России целая генерация знаковых объектов

Монокль
Коты любят молоко, но им его нельзя. Почему? Коты любят молоко, но им его нельзя. Почему?

Почему кошкам вообще не следует пить молоко?

ТехИнсайдер
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Как бренд кроссовок Hovers запустил производство в Москве и почему он не работает с маркетплейсами Как бренд кроссовок Hovers запустил производство в Москве и почему он не работает с маркетплейсами

Почему запустить бренд обуви в России сложнее, чем локальную марку одежды?

Inc.
Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру

Как зумерам справиться с пятью страхами, связанными с трудоустройством

Forbes
Тянет в Италию Тянет в Италию

Италия — точка притяжения художников, моряков и мечтателей

Y Magazine
Смена курса лечения Смена курса лечения

Какие результаты у фармпрома и кто смог воспользоваться окном возможностей

Эксперт
У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов

Впервые были описаны фрагменты черепов архаичных людей, поднятые у острова Ява

N+1
Новые гибкие актуаторы позволили колесному роботу трансформироваться в квадрокоптер Новые гибкие актуаторы позволили колесному роботу трансформироваться в квадрокоптер

Инженеры разработали гибкие актуаторы, которые могут плавно деформироваться

N+1
«Алхимики» на БАК все-таки превратили свинец в золото, но получилось очень мало «Алхимики» на БАК все-таки превратили свинец в золото, но получилось очень мало

Мечта средневековых алхимиков сбылась: ученые трансмутировали свинец в золото

ТехИнсайдер
Цветущая ограда Цветущая ограда

Как оставаться скрытым от посторонних глаз на дачной терассе

Добрые советы
Неприятная правда о чат-ботах c ИИ: они способны выдавать незаконную информацию Неприятная правда о чат-ботах c ИИ: они способны выдавать незаконную информацию

Эксперты выяснили, что многие чат-боты на базе ИИ легко поддаются манипуляциям

Inc.
Эксперты: постоянная слежка в XXI веке может ухудшить работу мозга Эксперты: постоянная слежка в XXI веке может ухудшить работу мозга

Цифровая слежка не только меняет поведение, но и влияет на восприятие и внимание

ТехИнсайдер
Вернуть по-хорошему Вернуть по-хорошему

Исторические диковинки других стран сейчас стали предметом споров в суде

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Мелочей не бывает Мелочей не бывает

Как банки строят программы для клиентов премиум-сегмента

Деньги
Как превратить бывшее болото в тематический парк и привлечь в него тысячи туристов Как превратить бывшее болото в тематический парк и привлечь в него тысячи туристов

Как предпринимательница превратила любовь к сказам в успешный проект

Forbes
Инвестиционный бизнес в эпоху высоких ставок Инвестиционный бизнес в эпоху высоких ставок

Сооснователь компании Rumberg Capital — о формировании инвестиционных стратегий

РБК
«Отстаиваю свое право не сойти с ума»: Светлана Ходченкова о ролях, карьере и свободе «Отстаиваю свое право не сойти с ума»: Светлана Ходченкова о ролях, карьере и свободе

Актриса Светлана Ходченкова — чему можно научиться даже у неприятных героев?

Forbes
«Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским «Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским

Валентин Словетский — классик русского рэпа. Поговорили с ним о новом альбоме

Правила жизни
Как дети, честное слово Как дети, честное слово

Как изобретали детство: когда появились детские игрушки, одежда и литература

Вокруг света
Выйти за ворота Выйти за ворота

Антон Шунин — это целая эпоха в нашем футболе. Как она прошла?

Men Today
Как историк Ричард Бут вдохновляет создание букинистических городков по всему миру Как историк Ричард Бут вдохновляет создание букинистических городков по всему миру

Глава из книги Ким Онхо «Книжные магазины»

Forbes
Rariteco: Тихая роскошь Rariteco: Тихая роскошь

Как тренд на приватность проявляется в недвижимости

РБК
Карта мягкой посадки Карта мягкой посадки

Российская экономика остывает, а бизнес ищет растущие сегменты

Монокль
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Прокатят по деньгам Прокатят по деньгам

Как развивается и от чего зависит цена на сталь в России

Ведомости
Открыть в приложении