Олимпиада, мать царя
Древние авторы рисуют мать Александра Великого как женщину яростную, жестокую и ревнивую. При этом среди всех приписываемых ей злодеяний нет таких, которые не совершили бы боровшиеся за власть её современники. Но что позволено мужчине, то, по мнению античных историков, женщине совершенно не к лицу.

Невеста с амбициями
Царский род Эакидов, или Пирридов, правил в Молоссии, одной из областей Эпира — сейчас это территории на границе Греции и Албании. Его представители считали себя потомками Ахиллеса, героя Троянской войны. Примерно в 370–360 годах до н. э. двое из них, Неоптолем и Арриб, унаследовали молосский трон и решили править страной совместно. Неизвестно, как именно осуществлялось это правление, но продлилось оно недолго. Неоптолем умер, оставив брату царство и троих детей в придачу.
На Троаде, одной из племянниц, Арриб женился — тогда это было обычной практикой. А вторую, Олимпиаду, решил выдать за македонского царя Филиппа II. Этот брак должен был стать гарантией союза двух государств против иллирийцев, совершавших регулярные и разрушительные набеги на соседей.
Так Олимпиада оказалась в царском дворце Македонии. Что мы знаем о её характере, о её детстве, юности? Практически ничего. Мы даже не уверены в её имени. «Говорят, мать Александра Поликсену называли потом и Мирталой, и Олимпиадой, и Стратоникой», — пишет про неё Плутарх.

С достаточной уверенностью можно сказать, что ранний период её жизни не был простым. Её деду пришлось бороться за трон. Её отец делил власть с дядей. Ей пришлось пережить эвакуацию, когда в Эпир вторглись иллирийцы и Арриб приказал вывезти всех небоеспособных жителей в соседний регион. Дворцовые интриги, опасности и неопределённость — вероятно, в такой атмосфере прошли ранние годы Олимпиады.
Во дворце Филиппа она заняла положение главной жены. Этому способствовало высокое происхождение и, возможно, заключённые Аррибом договорённости. Если в остальной Греции роль женщины сводилась к рождению и воспитанию детей, то в Эпире дамы традиционно пользовались большей свободой и обладали политической субъектностью. Став царицей, Олимпиада не отказалась от амбиций и привычного образа мыслей. Она хотела власти для себя, для своей семьи, для сына, которого родила в 356 году до н. э.

При дворе
Воспитанию ребёнка, которого годы спустя назовут Великим, Олимпиада уделяла немало времени. Она сама подбирала ему наставников. Первый из них, её родственник Леонид, научил мальчика стойкости и дисциплине. Ему Александр был благодарен за хорошую физическую подготовку и воинскую закалку. Другим стал Аристотель, учивший будущего правителя разнообразным наукам и заботившийся о его нравственном облике.
То, что статус наследника принадлежал именно Александру, долгое время не вызывало сомнений. У него был старший брат Арридей, сын Филиппа от танцовщицы Филинны. Но на трон он не претендовал, во-первых, из-за низкого происхождения матери, во-вторых, из-за слабоумия. В последнем, к слову сказать, злые языки обвиняли Олимпиаду: якобы она травила мальчика, чтобы тот точно не смог составить конкуренцию её сыну. Исключать эту версию мы не можем, но вполне вероятно, что настоящей виновницей постигшей Арридея беды была какая-то болезнь.
