Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля

Инуитка Ада Блэкджек была единственной женщиной в экспедиции на остров Врангеля: она отправилась в Арктику в качестве швеи и повара, чтобы заработать деньги на лечение сына. На острове она провела два года, 57 дней выживая в полном одиночестве. После возвращения одни восхищались ее смелостью, другие выдвигали обвинения. Forbes Woman рассказывает ее историю.
«Если со мной что-нибудь случится, и о моей смерти станет известно, вот вам черная сумка для Беннетта, моего единственного сына, чтобы он носил в ней книги в школу. Я бы хотела, чтобы вы отнесли Беннетту все, что принадлежит мне. Не знаю, как сильно я была бы рада вернуться домой, к родным» — написала в своем дневнике инуитка Ада Блэкджек в апреле 1923 года. Она думала, что погибнет от холода, голода и страха, но вместо этого продержалась в вечной мерзлоте 703 дня, из них 57 в полном одиночестве.
Шанс спасти сына
Ада Дулутук родилась в инуитском поселении на Аляске в 1898 году. Когда ей было восемь лет, у девочки умер отец, и мать приняла решение отправить их с сестрой в протестантскую школу в городе Ном. Там она научилась читать и писать на английском языке, а также готовить «пищу белых людей», непривычную для ее народа. В 1914 году, всего в 16 лет, девушка вышла замуж за погонщика собак и сменила свою фамилию на Блэкджек. Брак оказался несчастливым: из троих сыновей выжил только один, муж постоянно избивал Аду. Спустя семь лет мучений она приняла решение развестись и осталась одна вместе с сыном, у которого был хронический туберкулез. У нее совсем не было средств к существованию, поэтому мальчика пришлось отдать в приют, но Блэкджек решила, что заработает денег, чтобы ребенок мог жить с ней. Женщина шила одежду шахтерам и убиралась в их домах, но денег для лечения и содержания сына все равно не хватало.
В 1921 году она узнала о готовящейся экспедиции канадского полярного исследователя и этнографа Вильялмура Стефанссона на остров Врангеля. Стефанссон продвигал идею «гостеприимной Арктики», которая состояла, в том, что белые люди могут годами жить в вечной мерзлоте без какой-то помощи извне. «Арктика не более опасна, нежели Монтана или городская улица, где можно попасть под автомобиль», — заявлял ученый. Подобную браваду по отношению к экстремальным для человека условиям жизни критиковал другой известный полярный исследователь Руаль Амундсен, но Стефанссона было не остановить. Его не смущал даже тот факт, что еще в 1916 году Российская империя объявила остров своей территорией: он считал, что на фоне политического кризиса, вызванного большевистским переворотом, его территориальную принадлежность будет оспорить.
