Мелочей не бывает
Как банки строят программы для клиентов премиум-сегмента

Несмотря на то что сегодня доля премиального сегмента в России не превышает 5% от общего числа клиентов, банки активно конкурируют за него. Как меняются клиентские запросы и какие ключевые вызовы стоят перед участниками рынка, изучили «Деньги».
Банковское обслуживание Premium Banking — промежуточная ступень между массовым сегментом и подразделением Private Banking, которое обслуживает клиентов с капиталом от 30–50 млн руб. (в отдельных случаях и выше). За последние десять лет на российском рынке появилось рекордное количество премиальных программ в государственных и частных банках, а число клиентов в данном сегменте начиная с 2016 года стабильно растет (исключая 2022 год), говорится в исследовании аналитического агентства Frank RG.
По данным исследования Frank RG «Premium Banking в России 2024», число премиальных клиентов выросло до 5,6 млн человек с порогом входа до 3 млн руб., а их финансовый капитал увеличился на 32% в первой половине 2024 года по сравнению с тем же периодом 2023 года — с 13,3 трлн руб. до 17,5 трлн руб. Правда, уточняет проектный лидер сегмента Wealth Management Frank RG Мария Суховерова, важно понимать, что один и тот же клиент может быть премиум-клиентом нескольких банков.
В условиях предоставления клиенту премиального статуса банки отнюдь не единодушны, и порог входа в этот сегмент на рынке может варьироваться от 1,5 млн руб. до 3 млн руб. Есть и другие условия и их комбинации для получения клиентами премиального обслуживания: траты по карте, зачисление зарплаты, комбинация объема капитала плюс траты по карте, зачисление зарплаты плюс траты по карте.
Доля премиум-клиентов в общем количестве клиентов банков в России не превышает 5%, оценивает руководитель проектов по разработке продуктов розничного бизнеса банка «Синара» Марина Комчакова, однако важность этого сегмента для банков очень высока. «Это относительно небольшая группа, но она играет ключевую роль для банков благодаря высокому уровню доходности и активности на финансовом рынке»,— уточняет она.
Премиальные привилегии
В 2024 году средний порог входа в премиальный сегмент, согласно исследованию Frank RG, составил 2,4 млн руб. с учетом инфляции (4,4 млн руб. без учета). За десять лет показатель практически не изменился: в 2014 году он составлял 2,2 млн руб. Однако нередко банки устанавливают дополнительные уровни премиальности в зависимости от размера активов, которые держит клиент в банке. Более состоятельные клиенты получают более широкий пакет привилегий. «Надстройки» начинаются от 5–6 млн руб. и далее от 10–12 млн руб., уточняют в Frank RG.
Все критерии, по которым клиентов можно отнести к сегменту «премиум», по словам Марины Комчаковой, можно поделить на финансовые (объем средств на счетах и среднемесячный оборот по ним, наличие инвестиционных портфелей и уровень дохода), социальные (высокий статус, частые международные поездки, владение дорогими активами) и поведенческие (активное использование финансовых услуг, лояльность к банку или готовность пользоваться широким спектром услуг).
По сути, премиальное обслуживание отличается от обычного по двум параметрам — продукты и сервис. Так, премиальные клиенты получают улучшенные условия по тем же продуктам, которые доступны в том числе и массовым клиентам (повышенные ставки по вкладам и накопительным счетам, сниженные комиссии и увеличенные лимиты по переводам и платежам, повышенный кешбэк и лимит его начисления, льготные цены на покупку металлов и сниженная комиссия брокерского обслуживания и т. д.), а также дополнительные нефинансовые привилегии — проходы в бизнес-залы, компенсация походов в рестораны в аэропортах, трансферы и такси, страхование путешественников, консьерж-сервис, консультации (юридические и налоговые, медицинские, консультации по недвижимости и др.), спортивные привилегии и т. д. Также им могут быть доступны продукты, которые массовые клиенты приобрести не могут из-за высокого порога входа,— например, некоторые программы страхования жизни.