Самые опасные места океанов, как смогли их покорить. Беседа с Федором Конюховым

Вокруг светаПутешествия

«А он, мятежный, просит бури»

Казалось бы, в наше время уже нет необходимости рисковать, выбирая опасные маршруты. Но и поныне находятся смельчаки, предпочитающие идти непроторенными путями. Федор Конюхов, почетный член РГО, попытался пройти на веслах через два океана.

Текст Ольга Ладыгина

Наедине с Южным Океаном

5 декабря 2024 года по неприветливому проливу Дрейка отправилась в путь весельная лодка с гребцом-одиночкой. Федор Конюхов стартовал от мыса Горн в Чили, планируя пройти через два океана свыше 15 тыс. км. Маршрут был намечен для второго этапа глобального проекта знаменитого путешественника, почетного члена РГО.

– Еще никому в мире не удавалось пройти в этих широтах на веслах, – поясняет Федор Конюхов. – Первый этап кругосветки по Южному Океану я завершил в 2019 г., когда впервые в истории добрался от Новой Зеландии до мыса Горн на веслах без поддержки и остановок – 11 525 км за 154 дня. Теперь этот рекорд надолго, если не навсегда, за Россией. В этом году я первым преодолел Южный Атлантический океан от о-ва Эстадос (Аргентина) до мыса Игольный (ЮАР) – 7046 км за 68 дней, а затем по Южному Индийскому океану еще 4174 км за 47 дней.

Конюхову предстояло более 200 дней пути, но погода внесла свои коррективы. Впрочем, и 115 дней один на один с открытым морем – не шутка.

– Мой штаб подсчитал, что в общей сложности в одиночку в океане я провел около 5 лет жизни, а пройденное мной количество морских миль примерно равняется расстоянию от Земли до Луны, – рассказывает путешественник. – За это время я понял, что на самом деле одиночества нет. В океане меня сопровождают альбатросы, рядом плывут дельфины, всплывают подышать киты, и я уже не один.

Океан подкидывает неочевидные испытания. Конюхов вспоминает, что там нет вертикальных линий-ориентиров, а глаз начинает скучать по цветам, ведь в южных широтах солнца крайне мало, 80% времени серое небо, сам океан стального цвета.

– Хорошо, что моя лодка оранжевая — радует глаз, – замечает он. – Лежишь в каюте, от холодных вод океана отделяет сантиметр обшивки композитного корпуса лодки. Ты один на один со своими мыслями. Думаешь о прожитой жизни, анализируешь поступки. В океане ничего не гарантировано, ты не знаешь, чем начнется и чем закончится твой день, как пройдет ночь. Остается только жить здесь и сейчас и благодарить за все Бога.

Корпус лодки «АКРОС» окрашен в оранжевый. Такой цвет используется на судах, работающих в «высоких» арктических и антарктических широтах

Штормы и прочие испытания

Конюхов признает, что этот переход оказался самым суровым в его карьере. Во время первого этапа в 2018–2019 гг. его лодка перевернулась три раза, уже в конце путешествия, и поломки были не настолько серьезными, чтобы помешать дойти до финиша. На этот раз двухдневный шторм 10 баллов разразился уже через месяц пути, волны достигали 8–9 метров, лодку перевернуло через борта, нос и корму больше 20 раз.

– Сорвало эхоответчик, ветроуказатель, повредились антенны связи, утонул один из спутниковых трекеров, – перечисляет путешественник повреждения, полученные его «АКРОСом». – CМС по спутниковому каналу стали проходить с большими задержками. Чтобы дозвониться, мне приходилось выходить на палубу, а это возможно далеко не всегда по погодным условиям. «АКРОС» стало накрывать циклонами и штормами примерно раз в 1,5–2 недели. Иногда по неделе я не ел горячей пищи, только воду и галеты, потому что в условиях постоянного шторма готовить кипяток неудобно и опасно, можно обвариться. В одиночных проектах сон всегда прерывистый. А во время шторма спать вообще не получается. Приходится ждать погодного окна и тогда, поставив лодку на курс, можно отдохнуть – не больше двух-трех часов. Я давно тренирую технику прерывистого сна. Штаб предупреждал меня заранее о надвигающихся циклонах, и я старался загодя набраться сил.

К началу марта добавились новые проблемы: уже не работали 3 из 4 устройств связи IridiumGO и стационарный спутниковый телефон, три из четырех ветроуказателей были утеряны в штормах. Барахлил, а позже совсем вышел из строя основной опреснитель. Когда Федор Конюхов понял, что не может держать курс, поскольку блок управления авторулевого устройства вышел из строя, экспедицию пришлось прервать по техническим причинам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Годовые кольца: 1869 Годовые кольца: 1869

Выделили ДНК и собрали химические элементы в таблицу:1869 год в событиях

Вокруг света
Встреча в лифте Встреча в лифте

О движении навстречу друг другу и о движении от себя-ребенка к себе-родителю

Afternoon Seasons of life
Море Белое Море Белое

Биостанция как остров… Остров воспоминаний и теперешней жизни

Afternoon Seasons of life
Полис на взлет Полис на взлет

Как восстанавливается рынок туристического страхования

Деньги
Антигон Одноглазый Антигон Одноглазый

Антигон Одноглазый: великий полководец и дипломат, которого погубила алчность

Дилетант
Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых

Какой след оставила война в жизни Константина и Алексея Симоновых?

Знание – сила
Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике

Безопасно ли есть из железных банок, которые были оставлены открытыми?

ТехИнсайдер
Прохладная экономика Прохладная экономика

Слабая экономическая активность: аргумент в пользу смягчения монетарной политики

Ведомости
Не жизнь, а кино Не жизнь, а кино

Путешествуем по России с героями популярной киносаги «Последний богатырь»

Лиза
Перевоспитание мужчин и инвестиции: как Австралия стала примером в борьбе с насилием Перевоспитание мужчин и инвестиции: как Австралия стала примером в борьбе с насилием

Как Австралия смогла войти в топ-20 самых безопасных стран мира для женщин?

Forbes
31 млн машин. Как Китай завоевал мировой авторынок и при чем тут Россия 31 млн машин. Как Китай завоевал мировой авторынок и при чем тут Россия

Как китайскому автопрому удалось добиться мирового господства

РБК
Ловушка цифрового романтизма: как онлайн-дейтинг эксплуатирует наши уязвимые стороны Ловушка цифрового романтизма: как онлайн-дейтинг эксплуатирует наши уязвимые стороны

Как алгоритмы онлайн-знакомств мешают формированию устойчивой привязанности?

Forbes
Проводник к звездам Проводник к звездам

Когда появятся гиды для космических туристов и где получить эту профессию

РБК
Болотинг Болотинг

Зачем люди ходят по болотам и какие красоты там можно увидеть?

Новый очаг
Аммиак из пингвиньего гуано внес вклад в формирование облаков над Антарктидой Аммиак из пингвиньего гуано внес вклад в формирование облаков над Антарктидой

Из-за чего падает облачность в Антарктике?

N+1
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Ожирение в детстве в четыре раза повысило вероятность долгосрочного отпуска по болезни в 25 лет Ожирение в детстве в четыре раза повысило вероятность долгосрочного отпуска по болезни в 25 лет

У страдавших ожирением в детстве высокая вероятность уйти в отпуск по здоровью

N+1
Садовая диета Садовая диета

Как правильно обрабатывать отходы, чтобы пустить их на удобрения

КАНТРИ Русская азбука
Путешествие как бизнес Путешествие как бизнес

Истории тех, для кого путешествия стали не только хобби, но и бизнесом

Новый очаг
Вспомнить всех Вспомнить всех

15 лучших ролей в русских сериалах

Men Today
Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета

Как почистить увлажнитель воздуха от накипи, чтобы он радовал вас чистым паром

CHIP
Вы будете платить за уборку вместо арендатора: топ ошибок в договоре аренды коммерческой недвижимости Вы будете платить за уборку вместо арендатора: топ ошибок в договоре аренды коммерческой недвижимости

Как бизнесмены теряют деньги на аренде из-за банальных ошибок

Inc.
Гидротрансформация Гидротрансформация

Как роботизированная КПП кроссовера Jetour T2 сочетает экономию и проходимость

Автопилот
Всем оставаться на местах Всем оставаться на местах

Что делать, если выпадают волосы: пошаговая инструкция

Лиза
Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом

О самых популярных брендах иностранной «беленькой»

Maxim
Антон Рудзат Антон Рудзат

Антон Рудзат режиссирует, фотографирует и придумывает стратегии

Собака.ru
Билайн: Дорога в облака Билайн: Дорога в облака

Как «Билайн» развивает новую IT-платформу и модернизирует инфраструктуру

РБК
Новые гибкие актуаторы позволили колесному роботу трансформироваться в квадрокоптер Новые гибкие актуаторы позволили колесному роботу трансформироваться в квадрокоптер

Инженеры разработали гибкие актуаторы, которые могут плавно деформироваться

N+1
«Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским «Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским

Валентин Словетский — классик русского рэпа. Поговорили с ним о новом альбоме

Правила жизни
Им наверху виднее Им наверху виднее

10 причин установить на свой автомобиль спутниковый охранный комплекс

Автопилот
Открыть в приложении