Окно в Китай
Китайская фармотрасль стала одной из ведущих в мире в результате реформы здравоохранения. России стоит укреплять сотрудничество с КНР в условиях торговой войны республики и США

За счет реформы китайской фармпромышленности доля выпускаемых в Народной Республике препаратов в денежном выражении выросла с 35% в 2008 г. до 60% в 2024 г. Китай также стал второй страной в мире после США по числу одобренных новых молекул и молекул, которые находятся на стадии клинических исследований. Об этом говорится в обзоре «Китайская фармацевтическая промышленность. Меры государственной поддержки» от марта 2025 г. Он подготовлен сотрудниками кафедры инновационной фармацевтики, медтехники и биотехнологий Московского физико-технического института (МФТИ). «Ведомости. Здоровье» ознакомились с его содержанием.
Меры по развитию фармацевтической отрасли Китая стали частью реформы здравоохранения. Она проводится в стране с 2009 г. и основывается на документе Госсовета республики – плане под названием «Мнения о реформе системы здравоохранения и медицинского обслуживания». В нем народное правительство призвало привести к единому стандарту производство и оборот лекарств: контролировать доступ на рынок и их регистрацию, продвигать инновации, модернизировать структуру фармпромышленности.
От планов к действиям
Китай также инвестировал в образование и подготовку кадров в области биотехнологий, фармакологии и медицины. В ряде университетов, включая Пекинский и Фуданьский, созданы кафедры, которые специализируются на разработке новых лекарств, говорится в обзоре МФТИ. В республике также реализовывались программы по привлечению высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. Одна из них – «Тысяча талантов», в рамках которой в КНР работали иностранные эксперты.
Производство локальных препаратов стимулирует госпрограмма «Сделано в Китае 2025», направленная на снижение зависимости от импорта, говорится в обзоре. Кроме того, препаратам, произведенным в КНР, отдается приоритет в госзакупках – даже в тех случаях, когда они разработаны зарубежными компаниями.
За счет государственных инвестиций в разработку лекарств доля инновационных препаратов в КНР выросла с 10% в 2008 г. до 35% в 2023 г., следует из обзора (абсолютные цифры не приводятся). В 2008–2011 гг. около 900 проектов получили средства на стадии доклинических исследований. Гранты на доклинику могут составлять от 5 млн до 20 млн юаней ($0,7–2,8 млн) в зависимости от сложности и масштаба проекта, уточняется там же.
Финансирование клинических испытаний (КИ) может достигать 30–50 млн юаней ($4,1–6,9 млн) для крупных проектов, особенно тех, которые связаны с прорывной терапией или лечением редких заболеваний. Стартапы и маленькие компании в КНР могут получить гранты в размере 1–10 млн юаней ($0,14–1,4 млн) для поддержки начальных этапов разработки. А совместные проекты с иностранными компаниями – 20–30 млн юаней ($2,8–4,1 млн).
С 2017 г. Китай допускает использование данных зарубежных КИ для регистрации препаратов. Кроме того, республика использует офсетные контракты в фармотрасли – соглашения, в рамках которых зарубежные компании предоставляют технологии и инвестиции в обмен на доступ к китайскому рынку. Среди условий могут быть строительство заводов в КНР, передача ноу-хау для разработки аналогов и инновационных препаратов, а также совместные с китайскими партнерами R&D-проекты и экспортные квоты.