Зеленый дракон
В 2024 году Китай переступил символическую черту: 10% ВВП Поднебесной создано сектором чистой энергетики. Это больше, чем вклад всей российской нефтегазовой отрасли, и даже больше, чем оборот глобального рынка угля.

Зеленые технологии – от солнечных панелей до электромобилей – превратились в экономический динамит, перекраивающий не только энергобаланс, но и геополитическую карту мира.
Британский ресурс Carbon Brief подсчитал: если бы КНР была отдельной планетой, ее сектор возобновляемых источников энергии (ВИЭ) оказался бы 13-й экономикой мира. Но как Пекину удалось за десятилетие пройти путь от «угольной коптилки» до лидера энергоперехода и куда теперь движется этот 1,4-миллиардный «электромобиль» под названием Китай?
1Анатомия рекорда
Цифра в 10% валового внутреннего продукта (13,4 трлн юаней или 1,85 трлн долл) не абстракция. За ней стоит взрывной рост четырех кластеров. Первый – солнечный, который растет на 62% ежегодно, производит 80% фотоэлементов в мире и экспортирует продукции на 50 млрд долл. На заводе LONGi в провинции Цзянсу солнечная панель сходит с конвейера каждые четыре секунды. Второй –электрокары: в Китае выпускаются три из каждых пяти. BYD обогнал Tesla, а экспорт отрасли в 2024 году вырос на 120%. Третий – ветроэнергетика: в 2024 году появилось 60 ГВт новых ветроэлектростанций (+40% к 2023-му). Но главное – выход на морской шельф: 18 морских парков, суммарной мощностью превышающих выработку двух АЭС. И наконец, четвертый – зеленый водород: 35% мировых инвестиций в водородные технологии принадлежат Китаю. Не так давно в Синьцзяне заработал завод, использующий пустынное солнце для электролиза. «Это не переход, а экономический переворот, – комментирует Ли Вэй, эксперт Пекинского электроэнергетического университета. – В 2015 году доля ВИЭ в ВВП была 1,2%. Сейчас каждый юань из десяти создается без выбросов – и это без учета смежных отраслей вроде редкоземельной промышленности».
2Электромобили и аккумуляторы
В 2024 году электромобили и аккумуляторы для транспортных средств внесли наибольший вклад в экономику Поднебесной, работающую на экологически чистой энергии, составив примерно 39% от общей стоимости. За этот же период Китай произвел 13 млн электромобилей – на 34% больше, чем годом ранее. Около 22% электрокаров местного производства были проданы за рубеж, остальные – внутри страны. Машины на электротяге – единственный раcширяющийся сектор китайского автопрома, поэтому экспансия в этой области будет продолжаться.