Тест-полоска: как Минздрав помогает регионам лечить пациентов с диабетом

В апреле Минздрав опубликовал Приказ № 146н, в котором прописан перечень медизделий для оснащения региональных центров по лечению сахарного диабета. В него входит офтальмологическое оборудование, включая три лазерные системы, подиатрические кресла и аппараты для педикюра. Forbes задался вопросом, как реализуется федеральная программа «Борьба с сахарным диабетом», какую помощь получают регионы и что им на самом деле нужно.
Поможет ли новое оборудование пациентам с сахарным диабетом
В конце апреля Минздрав опубликовал Приказ № 146н об утверждении перечня медицинских изделий и другого оборудования, которым должны быть оснащены региональные эндокринологические центры по борьбе с сахарным диабетом. В списке — офтальмологическое оборудование, включая три лазерные системы, подиатрические кресла и аппараты для педикюра. Это необходимо для борьбы с синдромом диабетической стопы, который может привести к гангрене и ампутации ступни или ноги, и диабетической ретинопатией (потеря зрения) — хроническими осложнениями заболевания.
Главный врач «Клиники Фомина» в Санкт-Петербурге эндокринолог Евгения Соколова объясняет, что федеральная программа «Борьба с сахарным диабетом» рассчитана на лечение хронических осложнений сахарного диабета — это самый дорогостоящий компонент терапии. «В каждом регионе в силу генетических причин, весового и возрастного состава населения разные пропорции, — говорит врач. — Но в целом люди с 1-м типом сахарного диабета — это 10% от общего числа заболевших. А 90% составляют пациенты со 2-м типом, который возникает не по причине аутоиммунного поражения клеток, а из-за висцерального ожирения. В среднем этот диагноз ставится через 12 лет после начала заболевания, когда осложнения уже появились: потому что люди редко обращаются к врачам в профилактических целях, пока ничего не болит».
По словам Соколовой, изменилась маршрутизация пациентов, появляется больше специализированных кабинетов. Их надо оснащать за счет разных источников финансирования. «Поэтому Минздрав выпустил такой приказ, несоответствия потребностям системы здравоохранения я в нем не вижу», — резюмирует эндокринолог.
«Есть четкая корреляция не только российских, но и международных данных, которые говорят: если в регионе есть кабинеты диабетической стопы и ретинопатии, количество осложнений, в том числе ампутаций, становится меньше, — говорит Дмитрий Нахамчен, директор по взаимодействию с органами государственной власти и доступу на рынок компании «Герофарм». — Пациенты дольше видят и ходят на своих ногах. В ином случае качество их жизни ухудшается и им требуется уход и поддержка социальных служб».
Но, конечно, добавляет эксперт, в регионах есть много других проблем. «Например, кто будет работать в таких кабинетах, хватит ли специалистов? — размышляет Нахамчен. — Одна программа не может решить все проблемы».
Возникает вопрос и об использовании оборудования. Опрошенные Forbes эксперты опасаются, что оборудование может использоваться неэффективно — оно не решает все задачи по лечению осложнений. По мнению главного офтальмолога Сибирского Федерального округа Анжелы Фурсовой, регионам необходимо современное оборудование и в этом от программы Минздрава есть безусловный плюс. Но этот список может быть оптимизирован и должен быть дополнен хирургическим оборудованием, добавляет она.
«Надо понимать, что лазерные системы являются дополнительным методом к основной первой линии лечения — интравитреальному введению ингибиторов ангиогенеза (введению в глазное яблоко препаратов, которые блокируют воспаление. — Forbes). Мы диагностируем огромное количество новых случаев, которые нужно лечить именно ингибиторами ангиогенеза, — объясняет доктор медицинских наук Фурсова. — Но у нас не заложены расходы ни по лекарственному обеспечению, ни по обеспечению операционных для введения препаратов. Надеюсь, эти небольшие пробелы в программе будут устранены в рабочем порядке».
Препарату фарицимаб, который является ингибитором ангиогенеза, на прошедшей недавно комиссии Минздрава было отказано во включении в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). При этом фарицимаб показан к применению при диабетическом макулярном отеке, неоваскулярной форме возрастной макулярной дегенерации и окклюзии вен сетчатки. Все три заболевания приводят к слепоте.