Магдала
В конце XX – начале XXI века еврейское поселение Мигдаль, расположенное на берегу Геннисаретского озера, стало местом паломничества археологов. Здесь ведутся раскопки древнего города Магдала, упоминаемого в Евангелиях, а также в исторических трудах Иосифа Флавия. В окрестности Магдалы-Мигдаля была обнаружена даже… «лодка Иисуса».

Лодка Иисуса
Эту лодку случайно нашли в 1986 году, в окрестностях Мигдаля, когда уровень воды в Геннисаретском озере заметно упал из-за засухи и обнажилась часть дна в районе кибуца Гиносар, расположенного к северу от города Тверия (в древности – Тивериада).
В тот день двое местных жителей бродили вдоль берега, выискивая среди ила античные монеты. Когда, заметив несколько ржавых гвоздей, они копнули ил, то обнаружили огромную лодку, сохранившуюся почти полностью. Ее длина была 8,2, а ширина – 2,3 метра. Подлинные же ее размеры составляли, по оценке ученых, 10 × 3 метра.
Археологи с помощью радиоуглеродного анализа установили, что ее возраст – около двух тысяч лет. В евангельские времена именно на таких прочных лодках, где помещалось несколько человек, плавали, например, рыбаки из Капернаума. Улов их часто был велик. Наверняка эта лодка тоже не раз наполнялась доверху только что пойманной рыбой.
Ее, кстати, шутливо прозвали «лодкой Иисуса», хотя никто, конечно, не знает, кому она принадлежала когда-то. Сегодня она находится в экспозиции музея Игаль-Алон в кибуце Гиносар.
Остов лодки изготовлен из дуба, а обшита она была ливанским кедром. Лодку не раз чинили. Рыбаки ставили «заплатки» из подручных материалов, буквально из всего, что попадется под руку, – из стволов разных деревьев, росших в округе. Таких латок было много: из алеппской сосны, рожкового дерева, держидерева, боярышника, иудиного дерева, лавра, платана, смоковницы, ивы, фисташкового дерева. Уже по этому перечню видно, что лодка к концу своего земного существования напоминала решето, наспех заколоченное рыбаками. Течь могла образоваться в любом месте, и выходить на этой дырявой посудине в плавание было очень опасно, что, в конце концов, и подтвердилось. Лодка пошла ко дну. С рыбаками или нет? Дай Бог, чтобы им удалось в последнюю минуту пойти по воде прочь от нее или хотя бы отплыть в сторону.
В те давние времена подобные лодки служили местным рыбакам не только местом работы, но и домом. Они дневали и ночевали на них. В Евангелии от Марка говорится, что в одном из плаваний Иисус «спал на корме на возглавии» (Мк. 4:38). В такой большой лодке, что нашли археологи, в самом деле можно спать. Там вполне могло поместиться тринадцать человек – Иисус со своими апостолами.
Там же, в затонувшем судне, отыскались и предметы быта рыбаков – масляная лампа и глиняный котел, в котором варили пищу. Такую же утварь обнаруживают и при раскопках домов в Галилее, относящихся к той эпохе.
А, может, эта лодка годилась на что-то большее, кроме рыбной ловли? Табличка в выставочном зале музея сообщает, что лодка, возможно, использовалась повстанцами в годы Иудейской войны. Что если они и залатали ее? Нарастили ей борта? Придали внушительные размеры…
Магдала и Тарихея

Всего в полутора километрах от места, где в 1986 году отыскали древнюю лодку, и в шести километрах к северу от Тивериады, на западном берегу Геннисаретского озера, близ плодородной долины Гиносар, лежала Магдала – родина Марии, прозванной «Магдалиной».
В Новом Завете Магдала упоминается редко. В основном о ней говорится в связи с Марией. Но, думается, что в быту ученики Иисуса, среди которых были и рыбари, часто поминали этот город. Они соперничали с рыбаками из Магдалы, арендовали лодки у судовладельцев из этого города, имели дело с магдальскими чиновниками. Возможно, некоторые из них прежде нанимались в работники к богатым купцам из Магдалы, служили на их кораблях.
Как убедились археологи, во времена Иисуса этот портовый город, вероятно, основанный в конце II – начале I вв. до н. э., был важным звеном в торговле между Птолемаидой, лежавшей на берегу Средиземного моря, и греческими поселениями на восточном побережье Геннисаретского озера. Так что родина Марии Магдалины была вовсе не похожа на тихую, романтическую деревушку, где по пустынной набережной задумчиво бродила прекрасная Мария, вспоминая слова Иисуса и мечтая о новой встрече.
В I веке до новой эры Магдала была уже сравнительно крупным городом, напоминавшим эллинистические города Востока. Была единственным настоящим городом на берегу Геннисаретского озера. Иосиф Флавий, описывая Иудейскую войну, называет Магдалу «Тарихеей» (или «Тарихеями») и упоминает, что «тарихеян же было около сорока тысяч» («Иудейская война», кн. II, XXI, 4).
Приметы перенятых римских и греческих традиций встречаются здесь повсюду, как отмечают археологи и как свидетельствуют сообщения античных авторов.
Так, Иосиф Флавий несколько раз упоминает построенный в Магдале ипподром, который использовали в I в. н. э. еще и как место проведения собраний. В разгар Иудейской войны здесь беснуется чернь: «Толпа, заполнившая ипподром в Тарихеях, оглашала воздух яростными воплями» («Иудейская война», кн. II, XXI, 3). Ипподром – это характерный признак эллинистической архитектуры. Впрочем, руины его пока не найдены.
Зато в начале этого века при раскопках в Магдале были обнаружены обширные участки главной улицы, а также нескольких других улиц, пересекавших ее под прямым углом. Также были найдены остатки разветвленной сети каналов, по которым подавалась питьевая вода и отводились нечистоты. В частности, вода поступала в купальни и многочисленные источники, откуда горожане забирали ее для своих нужд.
Таким образом, система водоснабжения в Магдале была обустроена на таком высоком уровне, как мало где еще в Палестине. По словам немецкого археолога Юргена Цангенберга, столь же хорошо водное снабжение было организовано тогда, как засвидетельствовали археологические раскопки, лишь в резиденции римских префектов – Кесарии Приморской, а также в Скифополе, одном из главных городов греческого Декаполиса (Десятиградия), расположенном в плодородной местности, изобиловавшей водными источниками (J. Zangenberg. «Jesus der Galiläer und die Archäologie», 2013).

Уже во времена Ирода Великого достаток местных жителей основывался на рыбной ловле. Добытую рыбу просаливали здесь солью, привезенной с берегов Мертвого моря. Обработка рыбы велась прямо-таки в промышленных масштабах. Археологи нашли остатки подобных фабрик. В I веке до н. э. в особых питомниках, обустроенных в окрестности Магдалы, стали разводить рыбу, как это делали в Испании и Северной Африке, поскольку спрос на нее был высок. Например, рыбную пасту из Магдалы экспортировали даже в Рим.