Как появилась идея ансамбля «Толока» и как она воплотилась в жизнь?

РБККультура

Основательница ансамбля «Толока» — о традиции и современности

Ансамбль «Толока» знает, как привлечь внимание к фольклору, убедиться в этом можно будет на предстоящих концертах. Как появилась идея ансамбля и как она воплотилась в жизнь, рассказывает его художественный руководитель Екатерина Ростовцева

Кристина Сарханянц

© пресс-служба

Современный ансамбль фольклорных исполнителей и профессиональных исследователей русской аутентичной музыки «Толóка» выпустил мини-альбом «Калинка-малинка» и в конце мая представит новую программу в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и Казани. «Толока» сформировалась в 2022 году как экспериментальный проект продюсера Екатерины Ростовцевой и исследовательницы фольклорной музыки и преподавательницы Лизаветы Аньшиной. Со временем он эволюционировал в полноценный независимый ансамбль, объединяющий исполнителей из разных уголков России и через экспедиции, записи и концерты переосмысляющий традиционные песни русских деревень.

О зарождении «Толоки»

«Толока» возникла в 2022 году. Я тогда вернулась [в Россию] из Австрии, где много лет занималась в основном академической музыкой, например, продюсировала проекты Алексея Ретинского с Теодором Курентзисом и musicAeterna. При этом я всегда интересовалась фольклором и работала с разными музыкантами, прекрасно знала современные ансамбли, работающие с традицией, из разных уголков Европы — хоть албанцев, хоть болгар… Но была поражена, что ничего в подобном ключе особо не знала в России, хотя я и моя семья — русские. Уже в России я познакомилась с выдающейся исполнительницей Тиной Кузнецовой, и она посоветовала мне сходить на занятие к Лизавете Аньшиной. Она окончила кафедру этномузыкологии Санкт-Петербургской консерватории, причем она не только замечательный и глубокий исследователь, но прежде всего блестящая исполнительница, а педагогическая практика идет как бы параллельно. И вот я сразу разглядела в ней этот потенциал, что она больше, чем просто педагог, и поняла, что ее амбиции и возможности гораздо шире. Лиза мечтала о своем ансамбле, а я предложила ей реализовать эту мечту и организовать свой собственный коллектив. Лиза согласилась.

Поначалу мы, как и многие, решили собрать коллектив из знакомых исполнителей: отобрали тех, кто хотел бы попробовать или мог поучаствовать и сделали в январе 2023-го первый пробный проект — «Рождественский вертеп» в «Севкабель Порту». Это был совсем маленький состав — четыре человека, кукольный ящик и 12 кукол, аутентичные костюмы и декорации. Получилось такое фактически семейное музыкально-театральное представление. Наш «Вертеп» шел несколько вечеров подряд, и на каждый мгновенно заканчивались билеты: я поняла, что мы попали в какой-то очень тонкий глубокий запрос на некую альтернативу мейнстриму.

После этого некоторое время мы существовали в проектном режиме, назовем это так. Например, сделали летом 2023-го программу musicAeterna folk в Доме радио. Под этот проект уже расширили состав до семи-восьми человек, провели кастинг, к нам приехали исполнители из Твери, Сургута, Москвы, позже переехала исполнительница даже с Ямала. Проект musicAeterna folk завершился, а желание продолжать осталось, и так мы начали свой самостоятельный путь как независимый ансамбль.

© пресс-служба

Об истоках самобытности проекта

Обычно коллективы, подобные нашему, в России прикреплены к образовательным учреждениям или другим институциям, что создает определенные рамки. Мы же сейчас абсолютно независимы, и это большая свобода и ответственность одновременно: мы занимаемся исследовательской работой так, как считаем нужным, ездим в экспедиции, куда сами решим и можем резко сорваться ради материала, транслируем то, что делаем, в определенном формате. И одновременно за все эти прелести жизни отвечаем тоже сами.

К тому же в «Толоке» собраны, не побоюсь сказать, лучшие исполнители, и мы постоянно хантим к себе кого-то нового, если находим талантливых ребят, особенно мужчин-исполнителей — их просто нет. То есть мы пытаемся создать некую базу и пример, как должна звучать народная музыка, как поднимать ее на высочайший уровень в плане что звучания, что продюсирования, презентации слушателю, чтобы заинтересовать его. Здесь мне, конечно, сильно помогает опыт в продюсировании академической музыки и театральных постановок в Европе.

Мы отталкивались от музыкального материала, от идеи просто создать коллектив и петь, и поначалу даже не думали о собственной идентичности. И только спустя где-то полтора года мы пришли, например, к тому, что если раньше мы использовали традиционные костюмы, специально сотрудничали с дизайнерами, то сейчас выступаем в привычной нам одежде. Ведь когда тебе 19–20 лет, тебе не нужен вообще никакой костюм, а вся эта сценическая история с кокошниками и сарафанами — ну, она не то что неуместна, а просто никакого отношения к нам не имеет, это не про нас. Для нас более органично, честнее, если мы выглядим так, как мы и живем. И то же самое происходит у «Толоки» в коммуникации, скажем в социальных сетях: мы общаемся с нашим слушателем так, как общаемся и мы между собой — открыто и просто. Ведь мы сами, в отличие от наших бабушек и дедушек, — уже городские жители и хотим представлять голос городских жителей, которые любят свою корневую культуру. Нет, они не собираются переезжать в деревню, но нежно любят ее и хотят исследовать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Отец национальной безопасности Отец национальной безопасности

Владимир Любимцев о той роли, которую в его жизни сыграл его папа

Men Today
Сколько лет на самом деле было героям всем известных книг Сколько лет на самом деле было героям всем известных книг

В каком возрасте герои ощутили на себе все трудности жизни

Maxim
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
Почему нам хочется есть: как нейрофизиология объясняет переедание и импульсивные перекусы Почему нам хочется есть: как нейрофизиология объясняет переедание и импульсивные перекусы

Каков ключ к решению проблемы переедания и импульсивных перекусов?

ТехИнсайдер
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
Важно не бояться рисковать! Важно не бояться рисковать!

Лиза Федюкова, музыкант, основатель онлайн-платформы «Классиопея»

Лиза
Дело в Омане Дело в Омане

Из-за чего интерес российских инвесторов смещается в сторону Омана от ОАЭ

Ведомости
Проблемы по календарю Проблемы по календарю

Как справиться с предменструальным синдромом и какие у него симптомы

Лиза
Владимир Шафоростов: «Около трети стартапов в агротехе связаны с биотехнологиями» Владимир Шафоростов: «Около трети стартапов в агротехе связаны с биотехнологиями»

Какие непаханые поля открывают в аграрном секторе новые технологии?

РБК
Экспансия из рая Экспансия из рая

Кто первым и зачем покинул океан

Вокруг света
Канны-2025: Кафка в замешательстве Канны-2025: Кафка в замешательстве

Фильмы, сквозной темой которых стали неумирающие призраки прошлого

РБК
Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета

Как почистить увлажнитель воздуха от накипи, чтобы он радовал вас чистым паром

CHIP
Против взлома есть приемы Против взлома есть приемы

Как защитить свой аккаунт на госуслугах

Лиза
Немоляевы и Лазаревы Немоляевы и Лазаревы

Немоляевы и Лазаревы: вся семья — как целая киностудия

Караван историй
Бомбардировки, голод, штурм: как Калининград встречал конец войны Бомбардировки, голод, штурм: как Калининград встречал конец войны

Как принималось решение о том, что кенигсбергская земля отойдет Союзу

ФедералПресс
Библиотекам подключат рекомендации Библиотекам подключат рекомендации

Как помочь библиотекам выявлять нарушающие законы издания?

Ведомости
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
Мы одни из них: в чем величие сериала The Last of Us Мы одни из них: в чем величие сериала The Last of Us

Что именно выделяет «Одних из нас» на фоне других сериалов на подобную тематику

Правила жизни
Лестница в небо Лестница в небо

Как помочь новому поколению найти свое место в нашем безумном мире

Men Today
А как у них? А как у них?

6 рецептов пасхальных куличей из разных стран

Лиза
Женщина хочет крови: что такое femgore и как нас пугают безумными героинями в кино Женщина хочет крови: что такое femgore и как нас пугают безумными героинями в кино

Как под страшной маской femgore скрываются сатира и социальная критика

Forbes
Управление клубом: искусство балансировать между хаосом и порядком Управление клубом: искусство балансировать между хаосом и порядком

Егор Турчинский, Кирилл Павлов: можно ли сегодня зарабатывать на клубном бизнесе

Forbes
Мужчина мечты Мужчина мечты

Хочет ли Ярослав Могильников остаться в кино и как проходят его первые свидания

VOICE
Питание по расписанию. Без чувства голода Питание по расписанию. Без чувства голода

Достичь идеального веса, не голодая? Это возможно с хронодиетой

Лиза
Предотвратить сосудистый взрыв Предотвратить сосудистый взрыв

Новый простой и эффективный способ оценки риска разрыва аневризмы брюшной аорты

Санкт-Петербургский университет
Найденная рыбаками на дне Тайваньского пролива древняя челюсть принадлежала денисовцу Найденная рыбаками на дне Тайваньского пролива древняя челюсть принадлежала денисовцу

Кусок нижней челюсти архаичного человека Penghu-1 принадлежал денисовцу

N+1
«Джеймс Уэбб» вновь нашел в атмосфере потенциального гикеана диметилсульфид «Джеймс Уэбб» вновь нашел в атмосфере потенциального гикеана диметилсульфид

«Джеймс Уэбб» вновь обнаружил признаки наличия диметилсульфида

N+1
Там, где свет слушает звук Там, где свет слушает звук

Как и для чего создаются гиперспектрометры и мультиспектральные камеры

Наука и жизнь
Ценный попутчик Ценный попутчик

Как путешествовать с собакой без стресса

Лиза
Открыть в приложении