Канны-2025: отцы и дочери, смена поколений
В Каннах традиционно самые звездные красные дорожки, но все меньше проектов с голливудскими знаменитостями в главном конкурсе. Среди самых ожидаемых премьер смотра – «Финикийская схема» Уэса Андерсона и «Эддингтон» Ари Астера

На Лазурном побережье 13 мая открылся Каннский кинофестиваль – один из самых престижных мировых смотров. В течение фестивальной недели будут показаны десятки фильмов, снятых в самых разных точках планеты. Свои новые работы представят братья Дарденн, Спайк Ли и Уэс Андерсон. Вероятно, среди призеров будут и фавориты грядущей оскаровской гонки. Победитель прошлого года – драмеди Шона Бейкера «Анора» – был номинирован Американской киноакадемией в шести категориях и победил в пяти. В том числе в главной – «лучший фильм года».
Звезды вне конкурса
Смотр стартовал на политизированной ноте. На церемонии открытия Роберт Де Ниро, которому Леонардо Ди Каприо вручил почетный приз за вклад в мировое кино, публично осудил действия Дональда Трампа на посту президента: сокращение господдержки культуры и образования, а также инициативу о введении 100%-ных пошлин на фильмы, произведенные за пределами США. Кроме того, в день открытия было опубликовано открытое письмо деятелей мировой киноиндустрии с критикой действий Израиля в секторе Газа. Одним из поводов обращения стала гибель в результате ракетного удара палестинской фотожурналистки Фатимы Хассуны – героини документального фильма «Положи душу на руку и иди», который вошел в одну из параллельных каннских программ.
Конкурс в этом году несколько беднее на громкие режиссерские имена из «каннской номенклатуры» – так принято называть завсегдатаев фестиваля, каждый фильм которых, как правило, оказывается в главной секции. Помимо братьев Дарденн (дважды лауреатов «Золотой пальмовой ветви») и Уэса Андерсона в числе участников есть и победитель Канн-2021 Жюлия Дюкурно, и многократный лауреат Сергей Лозница. Но все равно превалируют или новые для фестиваля имена, или те, кто попадал в программу лишь пару раз. Еще один участник каннского топ-листа – Кирилл Серебренников, приехавший с драмой о нацистском преступнике «Исчезновение Йозефа Менгеле», – «понижен» до внеконкурсной секции «Каннские премьеры». Там же будут показаны новые картины Фатиха Акина и Лава Диаса.
Во вторую по важности программу «Особый взгляд» отобраны режиссерские дебюты сразу двух голливудских див, которые ранее приезжали в Канны лишь в актерском качестве. Скарлетт Йоханссон представит драмеди «Великая Элеанор» о 90-летней женщине, которая теряет свою близкую подругу и пытается завести новых, молодых друзей. Исполнительница главной роли Джун Скуибб (номинант «Оскара» за «Небраску») даже старше своей героини – ей 95. Звезда «Сумерек» и «Персонального покупателя» Кристен Стюарт экранизировала воспоминания Лидии Юкнавич «Хронология воды» о борьбе с наркотической и алкогольной зависимостью. Продюсер – Ридли Скотт («Гладиатор»).
С 2018 г. продолжается конфликт дирекции и Netflix. Канны, которые отстаивают интересы кинотеатрального кинопоказа, не берут проекты стриминга в конкурс. В свою очередь, стриминговый гигант не отдает новинки даже в параллельные, внеконкурсные показы. Другие видеосервисы не настолько принципиальны. Вне конкурса состоится премьера фильма Apple TV+ «Рай и ад» – это ремейк одноименной драмы Акиры Куросавы от американского режиссера Спайка Ли. Дензел Вашингтон играет богатого человека, который решает заплатить выкуп за похищенного ребенка своего подчиненного. Очевидно, каннский показ будет единственной возможностью увидеть картину во Франции на большом экране – затем она выйдет онлайн.