Губительный пожар, которого не было

Подводная лодка, завершившая третье поколение советских АПЛ
Таким кораблем суждено было стать АПЛ К-152, построенной по проекту № 971 (шифр «Щука-Б») на Амурском судостроительном заводе (ранее – завод им. Ленинского комсомола), некогда возведенном в Комсомольске-на-Амуре.
Еще в июле 1976 года вышло постановление Правительства СССР о расширении строительства многоцелевых АПЛ. В качестве прототипа предлагалось принять ранее разработанный в горьковском ЦКБ «Лазурит» проект № 945. Проектирование нового корабля, порученное ленинградскому СПМБМ «Малахит», проводилось ускоренным методом по тактико-техническому заданию на АПЛ проекта 945, минуя стадию эскизного проекта. Целью разработки было внедрение в конструкцию нового корабля самых последних новинок советского подводного кораблестроения, результатом чего должно было стать радикальное снижение шумности корабля, гарантирующее достижение основного качества подводной лодки – скрытности.
Заметно усилилось и вооружение корабля. АПЛ имеет 8 торпедных аппаратов двух калибров – традиционного 533 мм и усиленного 650 мм. Такой торпедный комплекс позволял использовать помимо обычных торпед, ракето-торпеды, подводные ракеты «Шквал» и даже запускать крылатые ракеты «Гранат».
Новая АПЛ была оснащена комплексной системой автоматического управления всеми механизмами, системами и оружием АПЛ – разработанной в ленинградском НПО «Аврора» КСУ «Сталь».
Лодка получилась во всех отношениях весьма солидная: полное водоизмещение – без малого 13 тыс. т, длина 110 м. Паровая турбина мощностью 50 тыс. л.с. обеспечивала возможность двигаться под водой со скоростью до 33 узлов (примерно 60 км/час). Рабочая глубина погружения лодки – 520 м (предельная – 600 м).
Хищники и водоплавающие
Серийное производство новых АПЛ было начато почти одновременно на двух заводах-гигантах. Начиная с 1980 года начал строительство «Щук-Б» Амурский судостроительный завод (АСЗ). Он обеспечивал советский Тихоокеанский флот новыми АПЛ, носящими имена различных обитателей морей: «Дельфин», «Кашалот», «Морж» и т.д.

Начавшее производство на 6 лет позже Северное машиностроительное предприятие (СМП) в Северодвинске отправляло на Северный флот новые АПЛ так называемой звериной серии. Первым в 1989 году встал в строй «Барс», следом шли «Пантера», «Волк» и т.д. Последний (седьмой по счету) корабль «Гепард» был сдан в 2000 году. Всего двумя заводами до 2000 года по проекту 971 было построено 14 АПЛ.
Последней АПЛ третьего поколения и восьмой лодкой пр. 971, предназначенной для ТОФ, должна была стать заложенная на стапеле АСЗ «Нерпа».
Удары «Перестройки»
Заложенный в 1986 году корабль планировали передать флоту в течение 4–5 лет. Однако так называемая перестройка, затем крах СССР и кардинальное сокращение финансирования оборонных заказов в сочетании с приватизацией АСЗ едва не зарубили на корню еще не родившуюся «Нерпу». Находящийся на стапеле в высокой степени готовности корабль уже собирались утилизировать. Спасло принятое в октябре 1999-го решение Правительства о его достройке. Однако это было не более чем волевое решение типа: «Денег нет, но вы держитесь!». А денег-то действительно не было (по крайней мере, до АСЗ они не доходили). Тем не менее работы на стапеле возобновились, но шли черепашьими темпами: помимо нехватки финансов сказывался дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров, растерянных АСЗ в «лихие девяностые» в ходе приватизации. Кроме того, истекли сроки гарантии на многие механизмы и приборы, давно установленные на строящемся корабле. Теперь разработчикам или поставщикам этих изделий надо было совместно с кораблестроителями провести техническую ревизию своих изделий и продлить на них гарантийные сроки. Но и для оплаты этих работ тоже требовались деньги, и немалые.