Напитки с плюсом
Рынок функциональных продуктов растет опережающими темпами

Новые требования потребителей к тому, что они едят и пьют, влекут за собой изменение ассортимента производимого продовольствия. Предприятия пищепрома все чаще стараются выпускать продукты не только вкусные и полезные, но и наделенные особыми свойствами. Сектор безалкогольных напитков не исключение. Категория функциональной продукции в данном сегменте активно развивается, подстраиваясь под запросы покупателя. Об основных тенденциях развития рынка расскажет автор этой статьи.
В безалкогольной промышленности категория функциональных напитков сейчас является актуальным направлением, которое соответствует новым, узконаправленным запросам потребителей. Но что же это такое? Согласно определению, функциональный напиток — это жидкий пищевой продукт на основе воды, содержащий один или несколько функциональных пищевых ингредиентов в количестве, достаточном при систематическом употреблении для обеспечения благоприятного эффекта на физиологические функции организма человека, с добавлением или без добавления различных пищевых добавок и вкусоароматических веществ. Целью функционального питания является поддержание здоровья человека и снижение рисков возникновения различных заболеваний. При этом данная категория продуктов не относится к биологически активным добавкам и к лекарственным средствам.

Согласно ГОСТ «Напитки функциональные. Общие технические условия», существуют два главных критерия, которые определяют принадлежность продукции к этой категории. Во-первых, содержание функциональных ингредиентов в 100 мл напитка или разовой порции должно составлять от 15 до 50 % суточной нормы. Во-вторых, в одной розничной таре не должно быть более 100 % от уровня рекомендуемого суточного потребления функциональных компонентов согласно регламентам и единым санитарным требованиям. Функциональные напитки, как и такие продукты в целом, вписываются в принципы здорового питания согласно федеральному закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Они представляют собой основные правила и положения, способствующие укреплению здоровья человека и будущих поколений, а также снижению рисков развития заболеваний.
Трудности классификации
Функциональные напитки могут быть разными, и единой их классификации в мире не существует. За рубежом, например, их делят на четыре группы: спортивные, энергетические, напитки здоровья и нутрицевтики. В подкатегории «Спортивные напитки» дополнительно выделяют изотоники, гипотоники, гипертоники. Подкатегория «Здоровье» является самой популярной среди потребителей и представляет собой продукцию, в составе которой витамины и минералы, а также пищевые волокна и жирные кислоты.
Российские исследователи этого рынка отмечают гораздо большее разнообразие функциональных напитков, что в то же время затрудняет классификацию. При этом одни и те же продукты могут принадлежать к разным группам. В целом также выделяются четыре основных вида: общеукрепляющего, профилактического, адаптогенного действия и напитки специального назначения.
Еще функциональные напитки можно условно разделить на такие категории, как протекторы (сосудо-, хондро-, гепато-, отко-), стимуляторы (энергетические, иммуно-, либидо-, общеукрепляющие и прочие), витаминные и минеральные напитки (снижающие риски возникновения алиментарных заболеваний, восполняющие дефициты, изотоники), биотики (содержащие поли- и олигосахариды, бактерии, биологически активные вещества), космецевтики (детоксиканты/антиоксиданты, коллагеновые напитки, anti-age-, для контроля веса и аппетита), адаптогены (противотревожные, для нормализации сна, ноотропы — для стимуляции когнитивных способностей, антиастенические, мнемотропные), а также комбинированные.
Кроме того, функциональные напитки могут быть газированные или нет, с использованием соков или на сахаре, низкокалорийные или бескалорийные, сухие и жидкие, на основе чайных экстрактов и так далее. Вариаций большое множество.
Факторы, определяющие спрос
Новые требования потребителей к продуктам питания и необходимость решения проблем через парадигму питания повлекли за собой тенденцию на персонализацию. Из-за повышения внимания к своему здоровью и стремления к хорошему самочувствию потребители чаще стали отдавать предпочтение напиткам, и продуктам в целом, которые не просто удовлетворяют жизненно необходимые потребности, такие как количество белков, жиров и углеводов, но и способны обеспечить их особыми преимуществами. В частности, повышением энергии, мотивации, иммунитета, стимуляцией умственных способностей, улучшением пищеварения, снижением тревожности.
Это подтверждается и различными исследованиями. Так, анализ, проведенный аналитической компанией Future Market Insights, показал, что более 65 % потребителей заинтересованы в напитках, которые не только утоляют жажду, но и приносят пользу. Такой спрос заставил производителей интегрировать в свои ассортименты напитки функционального назначения или обогащенные. Хороший пример — энергетические и тонизирующие продукты, которые содержат натуральные компоненты (экстракт зеленого чая, женьшеня, гуараны, лимонника китайского и другие), способны дать естественный и устойчивый заряд энергии. Отдельно стоит отметить, что вкусовые предпочтения тоже модифицировались за счет искушенности публики и веянья гастрономических культур других стран, например Азии. Поэтому органолептические признаки являются основным критерием постоянного выбора напитка покупателем.

Формирование осознанного потребления и просвещение в области питания повышает знания населения, что делает его запросы более конкретными. Социальные сети, СМИ, телевидение обеспечивают значительный вклад в просветительскую деятельность и повышают уровень информирования потребителей. Это позволяет компаниям взаимодействовать со своей целевой аудиторией напрямую и информировать ее о благоприятном влиянии тех или иных функциональных компонентов.