«На офисную должность ни за что бы не перешла»: как женщины работают на заводах

Сегодня на заводах женщин по-прежнему мало, но есть и те, кто каждый день управляет мощными машинами и оборудованием, руководит складами и лабораториями, делает открытия. В промышленных городах, которые создавались вокруг заводов, карьеров и шахт, большинство местных жителей трудятся на производстве независимо от пола. Forbes Woman узнал у заводчанок, что привело их на производство, за что они любят свою работу и с какими стереотипами сталкиваются.
«Любовь к производству мне передалась еще в юности. Была еще мечта стать воспитателем, потому что я очень люблю детей. Но приверженность заводу пересилила. Папа ведь в детстве приводил меня на производство, и я видела все изнутри — как высыпают целые вагоны горячего кокса. Зрелище незабываемое, красивое! Мне захотелось стать частью этого дела, — рассказывает аппаратчик цеха очистки коксового газа на Череповецком металлургическом комбинате Елена Егорова. Ее отец отработал на производстве черных металлов 35 лет, мать больше 20 лет трудилась на коксохимическом производстве (первое звено в технологической цепочке производства чугуна). Сама она отучилась в металлургическом колледже на технолога и пришла на завод в отдел технического контроля. «Отработала контролером почти семь лет, потом был декрет, а вернувшись на работу, я перешла в тоннельщики (регулирует обогрев специального агрегата для изготовления кокса. — Forbes Woman)», — рассказывает Егорова.

Заведующая лабораторией по закладочной смеси на Яковлевском горно-обогатительном комбинате Кристина Говердовская изначально тоже заинтересовалась этой сферой благодаря отцу, который много лет работал на заводе. Закладочная смесь нужна, чтобы заполнять в шахте пространство, из которого извлекли руду, — это важно для предотвращения обвалов и, соответственно, безопасности рабочих. Кристина впервые попала на завод во время практики на выпускном курсе вуза: «Женщины с такой легкостью справлялись с бетоном, этими формочками и кубиками, со всеми испытаниями. Меня это поразило. Я подумала, что тоже смогу. Вообще люблю бросать себе вызовы, чтобы прыгнуть выше головы».
Через пару месяцев после защиты диплома она устроилась на другой завод лаборантом физико-механических испытаний и столкнулась с серьезной трудностью: отбирать бетонную смесь для проверки на качество тяжело физически. «Первые три месяца я рыдала и думала: зачем я вообще сюда пришла? Но потом начала расти и через полгода стала инженером производства. Там меньше физических нагрузок, потому что акцент на контроль: корректировать смесь, чтобы не было много щебня, песка и воды. Так я проработала семь лет и потом три года технологом (управляла лабораторией). Когда производство закрылось, меня пригласили на должность заведующей лаборатории на Яковлевском горно-обогатительном комбинате. И вот уже четыре года я здесь», — говорит Кристина.
Ярославу Бурмистрову тоже вдохновили родители и брат, которые трудятся на комбинате. Девушка сначала получила гуманитарное образование в Москве, затем решила вернуться в родную Костомукшу и устроилась в административную службу управления комбината «Карельский окатыш». Но на производстве оказалось интереснее, чем в офисе. «Я пошла работать на маленький склад, где ремонтировали огромную горную технику: БелАЗы и другие самосвалы. Там я трудилась кладовщиком, а после выхода из декрета продолжила карьеру уже на центральном складе», — говорит Бурмистрова. Сейчас она уже заведующая складом.

У Ирины Титовой любовь к заводу началась с любви к технике. Она трудилась на фабрике по производству музыкальных инструментов, где было множество станков. Девушка быстро их освоила и с удовольствием работала руками. «Жаль только, зарплата на фабрике была мизерная, а у меня дочка росла и муж скрылся в тумане. Поэтому пришлось искать прибыльную должность. Я пришла на завод в отдел кадров и честно спросила: «Мне нужны деньги. Где у вас их можно заработать?» Мне предложили пойти учеником оператора станков с числовым программным управлением (автоматизированные станки, которые могут производить операции по заданной программе без непосредственного участия человека. —