Подводный флот Ирана

Как и любое уважающее себя государство, Иран имеет военную доктрину, согласно которой ВМС вменяется в обязанность решение следующих задач:
– завоевание господства в акватории Персидского и Оманского заливов и Каспийского моря путем уничтожения кораблей и авиации противника и нарушения его коммуникаций;
– оборона территориальных вод и морского побережья Ирана, в том числе важных административно-политических центров юга страны, экономических районов, нефтепромыслов, военноморских баз, портов и островов;
– поддержка сухопутных и военно-воздушных сил на приморских направлениях;
– проведение морских десантных операций и борьба с морскими десантами противника;
– ведение непрерывной разведки на море.

Таким образом, мы видим, что Иран даже концептуально не замахивается на господство в Аравийском море, здесь все его «амбиции» ограничиваются лишь обороной побережья. Но вот в Персидском и Оманском заливах Иран желает господствовать. При этом основные усилия в развитии иранского флота направлены на развертывание боеспособной морской группировки в Индийском океане. В Каспийском море ВМС Ирана представлены только пятью боевыми кораблями и патрульными катерами (ПКА), действующими в интересах пограничной охраны и Министерства внутренних дел. В иранских военно-морских силах проходят службу около 45 000 человек, в том числе 2000 в морской авиации и 2600 солдат в двух бригадах морской пехоты.
Надводные корабли Ирана имеют ярко выраженный «москитный» характер, поэтому главной силой ВМС являются подводные лодки. Подводный флот иранских ВМС включает 3 советские подлодки проекта 877ЭМК «Палтус», приобретенные в начале 1990-х годов. В Иране российские субмарины классифицируются как дизельэлектрические подводные лодки типа «Тарек» и имеют следующие названия: «Тарек» (Tareq, тактический номер 901), «Нур» (Noor, тактический номер 902) и «Юнес» (Yunes, тактический номер 903). Они предназначены для решения боевых задач в основном в Индийском океане, хотя в мирное время активно демонстрируют свои боевые возможности и в Персидском заливе.

Водоизмещение надводное/ подводное 2300 и 3040 т соответственно. Наибольшая длина – 72,6 м, ширина – 9,9 м, осадка – 6,2 м. Скорость хода, надводного и подводного составляет 10 и 19 уз. Экипаж – 57 человек, в том числе офицеров – 12. Дальность хода в подводном положении на аккумуляторах, при скорости 3 узла – 400 миль, под РДП на скорости 7 уз. с дополнительным запасом топлива – до 6 тыс. миль, запас топлива – 172 т. Глубина погружения перископная – 17,5 м (максимальное волнение – 5 баллов). Рабочая глубина погружения – 240 м, предельная – 300 м. Автономность – 45 суток. Вооружение – 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов, 18 торпед или 24 мины. Из них два аппарата в верхнем ярусе рассчитаны на стрельбу телеуправляемыми торпедами. Управление и перезарядка ТА (применено устройство быстрой перезарядки «Мурена») – дистанционное с КП. Проект адаптировали к тропическим условиям эксплуатации.

По некоторым данным, эти лодки в ближайшее время могут быть модернизированы для применения крылатых ракет (КР) комплекса «Club-S». В начале 2000-х годов активность лодок проекта 877ЭМК была снижена из-за проблем с аккумуляторными батареями (требуют замены) и необходимости проведения ремонта оборудования. К 2011 году, несмотря на эмбарго ООН, эти проблемы были преодолены, и лодки начали совершать дальние походы, в том числе и в Красное море. Западные эксперты считают, что покупка Ираном трех подводных лодок у России дала возможность создать реальную угрозу судоходству в Персидском заливе и может представлять серьезную проблему при возможных действиях израильских ПЛ в этом районе.
- 901 «Tareq» 1991 г.
- 902 «Noor» 1992 г.
- 903 «Yunes» 1996 г.


Безусловно, 3 технически исправные ДЭПЛ проекта 877ЭКМ с подготовленными экипажами и современными торпедами представляют собой чрезвычайно грозную силу в морском бою. Соотношение малой шумности и дальности обнаружения цели штатным ГАК дает им возможность засечь и атаковать подавляющее большинство боевых кораблей мира, оставаясь при этом необнаруженными до самого начала атаки. Но все это – лишь при условии высокой квалификации экипажа, и особенно командира, и не совсем понятно, откуда эта квалификация могла бы взяться у моряков Ирана.

Кроме того, лодки были переданы Ирану в 90-х годах прошлого столетия, их возраст достигает 25, 29 и 30 лет, и не всем ясно, насколько квалификация инженеров и кораблестроительные мощности Ирана в состоянии обеспечивать этим кораблям необходимые виды ремонтов. Впрочем, иранцы похоже развеяли эти сомнения: недавно все три лодки прошли очень серьезный ремонт. Согласно спутниковым снимкам февраля 2020 года, одна из лодок с 2019 года стоит в сухом доке в Бендер-Аббасе. Еще одна ДЭПЛ уже несколько месяцев проходит обслуживание на верфи «Shahid Darvishi». Третью субмарину данного типа завели в сухой док в Бендер-Аббасе в середине декабря. По данным западных СМИ, иранские власти собственными силами и с помощью Китая смогли все же обеспечить надлежащий уровень технического состояния всех трех своих подводных лодок проекта 877ЭКМ и сохранить их в боеготовом состоянии. А подводная лодка «Юнес» в конце 2020 года даже выполнила поход в Красное море и Аденский залив на срок свыше двух месяцев.