Иван Ярыгин: «Одновременно сосуществовали разные миры»

Центр Вознесенского продлил до 29 июня выставку «Темная оттепель» об изнанке советской культуры 1960-х гг. Здесь не найти красных флагов, улыбающихся лиц передовиков труда или залитых ярким солнцем городских пейзажей. Вместо них в экспозиции представлены мрачные, гипнотические работы художников, воспринимавших окружающий мир лишь как декорацию иной реальности.
Один из кураторов «Темной оттепели» – Иван Ярыгин рассказывает в интервью «Ведомости. Городу», что делают динозавры и инопланетяне в московских пейзажах и почему маршрут выставки проходит через рюмочную и колумбарий, а также анонсирует новый проект центра.
«Относились с некоторым пренебрежением, называли «духовкой»
– Прежде всего, почему оттепель «темная»?
– К названию «Темная оттепель» мы относимся полусерьезно. С одной стороны, это, конечно же, поэтический образ, создающий смутные ожидания у зрителя перед посещением. С другой – все же квазиискусствоведческий термин, обнаруживающий цельное художественное явление. Новая выставка – это часть долгоиграющего проекта «Центр исследований оттепели», который мы запустили еще в 2022 г. Его главная задача – выстроить более нюансированный рассказ об эпохе. Усредненный портрет оттепели сложился давно: о нем снимают фильмы и сериалы, делают выставки. В то же время, мне кажется, сегодня ощущается желание переоткрыть советское искусство и по-новому посмотреть на тот канон, который был сформулирован за последние 30 лет. Мы не призываем от него отказываться, а всего лишь предлагаем подсветить художественные феномены, которые прежде были менее заметны.
В частности, мы постарались уйти от традиционного противопоставления официального и неофициального советского искусства. Оттепель – это парадоксальная, «пористая» эпоха, в которой одновременно сосуществовали разные миры, люди разных поколений. На рубеже 1950-х и 1960-х гг. в одних и тех же «салонах» можно было одновременно встретить бывших дворян, последователей русского авангарда, участников Великой Отечественной войны и представителей оттепельной молодежи. Андрей Вознесенский свое раннее знакомство с Борисом Пастернаком рассматривал как своего рода эстафету, которую он перенял у Серебряного века. Писатель Юрий Мамлеев, вокруг которого сложился знаменитый Южинский кружок, говорил о колоссальном влиянии, которое оказали на них классики русской литературы.
– Тогда расскажите, какое художественное явление вы охарактеризовали этим квазиискусствоведческим термином.
– Главным сюжетом выставки стала метафизическая живопись 1950–1960-х гг. Мы также усилили экспозицию работами 1970-х и даже 1980-х гг., в которых эта тема, как нам кажется, получила прямое развитие. Оттепель, безусловно, была эпохой, когда огромные силы были брошены на улучшение жизни общества, а наука напористо утверждала свою победу над природой – впервые за тысячелетия человечество достигло космоса! Но художники нашей выставки игнорируют достижения материальной культуры. Пока в столице развивается дизайн интерьеров и улучшается инфраструктура, они вглядываются в тайные миры.
Для метафизической живописи первична интуиция, что мир на самом деле устроен совершенно иначе, нежели мы его себе представляем. Одни художники изображают реальность с причудливыми искажениями. Другие населяют свои полотна фантастическими существами. Например, на картинах Владимира Ковенацкого бродят динозавры и инопланетяне – так, с присущей ему детской непосредственностью, художник подчеркивал присутствие другого мира. Кто-то, как Алексей Смирнов фон Раух, обращается к христианской образности. Некоторые художники, изображая на холстах необычные фантастические пейзажи, напоминающие о сюрреализме, – в частности, Николай Вечтомов – вымывают из них всякое присутствие материальной действительности.