Продать продукт, даже если его еще нет: 5 шагов, чтобы на старте понять, «выстрелит» ли бизнес

Взять в долг у друзей и родителей, вложить свои деньги, делать продукт пару лет, чтобы понять, что это никому не нужно и остались только опыт и долги. Знакомый сценарий для многих предпринимателей, которые верят в свою идею и решают строить бизнес, но не знают, с чего начать. Объясняю, что делать, чтобы еще на старте убедиться: усилия не напрасны.

За 13 лет я запустил около тридцати проектов. Четыре из них были прибыльными, два последних стабильно растут, а один стал миллиардной компанией. Бизнесы развивал без внешних инвестиций. Вот шесть основных шагов, которым я следовал.
Шаг 1: Определиться с продуктом и ЦА
На старте я всегда задаю два вопроса:
- что именно я хочу продавать? Не стоит искать ноу-хау или уникальные идеи, которых нет на рынке. Достаточно просто решить, что вы хотите, например продавать дешевое мыло или делать премиальный ремонт;
- кому и зачем нужно то, что я предлагаю? На этом этапе уже можно увидеть, есть ли совпадение продукта и аудитории. Вряд ли дешевое мыло нужно семье с доходом 300 тыс. руб., а премиальный ремонт будет пользоваться, мягко говоря, ограниченным спросом в поселке в Саратовской области.
Пару лет назад мы с командой поняли, что с услугами HRtech-сервиса, который специализируется на аутсорсинге персонала, нет смысла заходить к гигантам рынка, — для них наши услуги просто не актуальны. А совсем «малыши», которым нужны два-три человека в день, нам не принесут желаемого дохода. Поэтому сфокусировались на среднем сегменте рынка.
Шаг 2: Проанализировать объем и тренды рынка
Изготовление кастомных футляров для ручек Montblanc никогда не вырастет так, как продажа того же мыла.