Особый взгляд: 10 культовых фильмов, которые нам подарил Каннский кинофестиваль

Может показаться, что фильмы, показанные или победившие в Каннах, созданы в основном для синефилов и любителей сложного авторского кино. Но история доказывает, что так бывает не всегда. Именно на Каннском кинофестивале показали «Криминальное чтиво» Тарантино, «Апокалипсис сегодня» Копполы, «Дикие сердцем» Линча и другие ставшие знаковыми картины, нашедшие отклик в том числе у массового зрителя. По случаю открытия 78-го смотра «Правила жизни» выбрали десятку лучших фильмов в истории Канн — и кто знает, может, когда-то подобный список смогут пополнить картины, представленные на фестивале 2025 года.
«Сладкая жизнь» / La Dolce Vita (1960)
Режиссер: Федерико Феллини
В ролях: Марчелло Мастроянни, Анита Экберг, Анук Эме, Ивонн Фюрно

В 1960 году картина произвела фурор на Каннском кинофестивале, однако искушенная миланская публика с жюри смотра могла бы поспорить. Ходят слухи, что на премьере «Сладкой жизни» в Милане один из зрителей плюнул режиссеру Федерико Феллини в лицо. В последующие же дни постановщик получил сотни писем с оскорблениями — его называли «атеистом», «трусом», а некоторые и вовсе призывали лишить режиссера итальянского гражданства. Не обошлось и без религиозного скандала: в Ватикане к картине отнеслись резко негативно. Газета L’Osservatore Romano переименовала фильм в «Омерзительную жизнь», просила своих читателей бойкотировать картину и призывала ее запретить (ненадолго фильм в Италии действительно исключили из проката).
Однако успех «Сладкой жизни» за рубежом заставил оппонентов замолчать: в американском прокате картина показала рекордные для иностранного фильма сборы, а исполнителю главной роли Марчелло Мастроянни открыла дорогу в Голливуд. Фильм о пресыщенном жизнью писателе, который ищет смысл в богемном Риме, по сей день принято считать вершиной творчества Феллини.
«Апокалипсис сегодня» / Apocalypse Now (1979)
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
В ролях: Марлон Брандо, Мартин Шин, Роберт Дювалл, Фредерик Форрест

Пожалуй, для многих имя великого Фрэнсиса Форда Копполы ассоциируется в первую очередь с «Апокалипсисом сегодня». «Моя картина — это не фильм. Моя картина не о Вьетнаме. Это и есть Вьетнам» — с этими словами обратился к публике Каннского фестиваля 1979 года режиссер. Коппола называл фильм лучшим произведением искусства, которое мог создать. И на то есть свои причины: производство картины было поистине впечатляющим. На съемки ушло 238 дней, сценарий многократно переписывался, а финал, по словам самого Копполы, снился ему в кошмарах. Трудный съемочный процесс того стоил: фильм получил два «Оскара», главную награду Каннского фестиваля и стал одним из главных высказываний о безумиях и об ужасах войны.
«Таксист» / Taxi Driver (1976)
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Роберт Де Ниро, Джоди Фостер, Сибилл Шепард, Харви Кейтель

Продолжая тему вьетнамской войны и ее влияния, нельзя не вспомнить еще об одном фильме, забравшем «Золотую пальмовую ветвь» в 1976 году. Роберт Де Ниро в роли ветерана морской пехоты Трэвиса Бикла, мрачный Нью-Йорк и гнетущее чувство одиночества, переплетающееся с безумием, — все это «Таксист», раскрывший режиссерский талант Мартина Скорсезе. В обществе и СМИ долгое время велись дискуссии, вдохновлялся ли Джон Хинкли — младший фильмом, планируя покушение на президента США Рональда Рейгана в 1981 году. Несмотря на эту историю, фильм до сих пор остается популярным и входит в списки самых культурно значимых картин всех времен. «Таксист», помимо прочего, сформировал и неонуаровую эстетику: без фильма Скорсезе сложно представить, например, «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта или «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера.