Ловушки для трендов: как вовремя услышать сигналы рынка

Жесткая конкуренция практически во всех сегментах заставляет предпринимателей буквально охотиться за новыми потребительскими трендами. Многие для этого используют тренд-репорты — экспертные обзоры, обещающие раскрыть будущее разных отраслей. Проблема в том, что эти отчеты часто устаревают еще до выхода и бизнесменам надо научиться самим улавливать тренд-сигналы, считает основатель Product Lab Андрей Бадин
Чтобы иметь стабильно работающий бизнес и средний уровень дохода, достаточно продавать «доску обрезную со склада в Москве». Но у читателей Forbes, уверен, амбиции куда больше, и поэтому многие из вас наверняка постоянно находятся в поиске и апробации новых идей: выстрелит или не выстрелит?
Для успеха важно вовремя садиться на зарождающиеся тренды — изменения, которые могут определить будущее рынка. Такие тренды часто ищут в специальных тренд-репортах, выпускаемых аналитическими компаниями. Те, кто сумел оседлать тренд, пожинают плоды: «ВкусВилл» уловил спрос на онлайн-продажи, и в 2024 году, по данным компании, выручка сервиса доставки достигла 50% от оборота сети.
Примеров тех, кто не сумел этого сделать, увы, также немало: пионер на рынке доставки продуктов питания «Утконос» поймал тренд онлайн-шопинга в 2000-х и взлетел, но не заметил, как рынок ушел к более гибким игрокам вроде «Яндекс Лавки», и сошел с дистанции. Или «Живой журнал», некогда культовая платформа, запустившая перемены в потреблении контента, но уступившая дорогу Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Instagram (продукты компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Почему они застряли? Понадеялись на старую модель и не адаптировались к новым сигналам.
Чтобы не повторить их судьбу, бизнесу нужно отказаться от слепой веры в готовые отчеты и развивать навыки самостоятельного трендвотчинга — систематического анализа рынка, который превращается не просто в методику, а в образ мышления. То есть следить не за известными трендами, а за тренд-сигналами — ранними событиями, которые говорят о зарождении тренда. Это дает реальное преимущество в условиях неопределенности.
Вот пять подходов, которые помогут уловить слабые сигналы и опередить конкурентов.