Четыре скрытых сценария: почему мы так легко теряем с трудом заработанные деньги

Когда человек сталкивается с хроническими денежными трудностями — постоянными долгами, неумением копить или импульсивными тратами, — это далеко не всегда можно объяснить безответственностью или отсутствием финансовой грамотности. В своей колонке для Forbes Life психолог Ольга Раздина рассказывает про четыре неочевидных сценария в наших отношениях с деньгами.
Многие мечтают о финансовой свободе — накоплениях для безопасности, независимости в карьере и пассивном доходе. Однако поведение часто противоречит этим целям: высокооплачиваемые специалисты не могут накопить «подушку безопасности» на месяц жизни, образованные люди берут кредиты на статусные дорогие вещи, а перегруженные работой сотрудники покупают курсы, которые не успевают пройти. Хронические долги и импульсивные траты знакомы даже финансово грамотному человеку.
Как отмечает финансовый эксперт Морган Хаузел, главная преграда на пути к финансовому успеху — это эмоции. А установки и сценарии из детства сильно влияют на то, как мы распоряжаемся деньгами. Деньги раскрывают наши страхи и убеждения: тревогу перед нестабильностью, стремление утешиться покупками, готовность залезть в долги ради любви. А установка «об этом подумаю завтра» приводит к игнорированию последствий. Какие сценарии чаще всего приводят к денежным потерям?
Сценарий №1.
Внутренний критик: иллюзия повышения собственной ценности
В эпоху искусственного интеллекта и lifelong learning люди скупают курсы по нейросетям, маркетингу или психологии, надеясь, что каждое обучение — это щит против неопределенности, конкуренции, профессиональных и жизненных неудач.
Такой феномен как doom spending (от анг. «траты на фоне тревоги») также заметен в случае с курсами и самообразованием, когда человек решает, что именно это обучение поможет «спасти» его будущее.
Современный рынок обучающих продуктов считывает эту тревожность и усиливает ее: маркетинг обучающих платформ нацелен на страх быть неактуальным, заменимым, устаревшим. В итоге тревога капитализируется — мы покупаем не знания, а временное облегчение, «прививку» от страха. Обучение в этом случае становится не инструментом роста, а эмоциональным анальгетиком — способом временно заглушить боль от тревоги, чувства несоответствия, страха отстать. Это не путь вперед, а способ пережить момент.
Безусловно, качественное образование помогает развивать компетентность. Но иногда людьми движут иные мотивы. Даже если у человека уже есть обучение, которое он не прошел до конца, он может думать:
- «Куплю еще один курс по нейросетям, а то ИИ заберет мою работу»,
- «Я недостаточно хороший специалист, нужен еще один сертификат»,
- «Нужно записаться на новый курс по управлению, а то отстану от коллег»,
- «Нужно записаться на курс «как улучшить отношения с мужем», а то он уйдет к другой».
Голос «внутреннего критика» — одного из дисфункциональных режимов мышления — способен запускать цикл стресса не хуже внешней критики и событий. А стресс, в свою очередь, усиливает импульсивность и снижает рациональность. Исследования в области нейроэкономики показывают, что тревога активирует миндалину — часть мозга, ответственную за реакцию страха. Когда мы испытываем стресс, миндалина подавляет префронтальную кору, которая отвечает за рациональное принятие решений. В результате человек склонен к импульсивным действиям, включая спонтанные траты, а люди с повышенной тревожностью чаще принимают необдуманные финансовые решения из-за дисбаланса между миндалиной и префронтальной корой.
В корне такой покупки — не планомерное развитие компетенций, а желание утешить своего «внутреннего критика», который нашептывает: ты недостаточно хорош, ты отстаешь, ты не справишься. Как показывают исследования люди с высоким уровнем самокритики чаще совершают импульсивные покупки, в том числе образовательных курсов, пытаясь «исправить» себя.
Покупка курса становится попыткой купить иллюзию контроля: «Сертификат = гарантия карьерной безопасности»; «Обучение = защита от профессиональной конкуренции». Это соответствует концепции иллюзии контроля, описанной психологом Эллен Ленгер, согласно которой люди переоценивают свое влияние на случайные события, особенно когда ситуация имитирует элементы выбора или усилия.