Суперсила любви
Любовь – самое главное в жизни, считают многие из нас. И даже не подозревают, насколько это высказывание близко к истине. Известные психологи рассказали, как чувство любви формирует нашу жизнь, пронизывает все ее сферы и даже может влиять на развитие цивилизации.

«Мы вместе уже три года, и я считаю это время самым счастливым в жизни. Но до сих пор не знаю, почему девушка моей мечты выбрала именно меня. Мы с полуслова понимаем друг друга, а иногда для общения достаточно только взглядов», – рассказывает 27-летний Вячеслав. Любовь порой врывается в нашу жизнь неожиданно. Кого-то делает счастливым, а кого-то оставляет разочарованно вздыхать о неразделенных чувствах. Что скрывается за этим ускользающим понятием? «Любовь – это безмерная характеристика наших жизней, психологический симбиоз, каждый из участников которого является творцом и себя, и другого. Мы можем распознать ее, когда двое переходят на «внутреннюю» речь и по первым следам на песке понимают, что говорит другой», – рассуждает ученый, психолог Александр Асмолов. И напоминает, что дать определение такому безмерному проявлению, как любовь, невозможно. Не стоит даже пытаться «измерять гармонию алгеброй».
Что правит миром
Исследователи Игорь Кон, Сергей Огарков, Лев Щеглов изучали феномен любви в те времена, когда она была табуирована. И доказали, что это чувство не сводится к чисто биологическим моментам. Более того, часто оно превращается в доминирующий мотив нашей жизни. А отношение к любви, как лакмусовая бумажка, определяет уровень развития цивилизации. Какие общества становятся самыми развитыми? Это те культуры, где любовь к ближнему, к другому человеку, любовь к детям и родному дому расцветает, превращается в ценностное ядро культуры. Такие системы называются «культурами достоинства». А те культуры, где любовь редуцируется к средству для размножения и теряет свою ценность, называются «культурами полезности», поясняет Александр Асмолов. Тяжелее всего строить отношения, открываться своим чувствам тем, кто становится частью жестких систем, где любовь табуируется. Пример такого общества можно найти в романе Евгения Замятина «Мы», где есть час любви, который находится под контролем государства, говоря на языке хоббита, «под оком Саурона».