Даниил Воробьев: «Урок» – это большой разговор с матерью через экран»

В онлайн-кинотеатре Okko 25 апреля стартует драматический сериал «Урок». В центре сюжета – история двух братьев. Младший, Антон (его играет Юра Борисов), – в прошлом успешный музыкант, который волей обстоятельств вынужден вернуться в родной город. Старший брат, Константин (Даниил Воробьев), ставший замдиректора местной школы, предлагает ему помощь, но ставит необычное условие – Антон должен поработать учителем.
Карьера самого Даниила Воробьева – эта фантастическая история человека, который уже в зрелом возрасте сумел войти в обойму лучших в профессии, где традиционно делают ставку на молодость, и заработал репутацию одного из самых талантливых и самобытных российских актеров. «В клетке», «Конец света», «Черная весна», «Лада Голд», «Жить жизнь», «Чистые», «Повелитель ветра», «Комбинация», «Роднина» – далеко не полный список проектов последних лет с его участием, и в каждом – не похожая ни на одну из предыдущих роль.
В интервью «Ведомости. Городу» Воробьев рассказал, почему называет кино арт-терапией, как «выгуливает» своих героев вне съемочной площадки, а также о том, почему предпочитает жить в гостиницах и когда наконец станет москвичом.
«Перед нами взрослый ребенок»
– Давайте начнем с «Урока», который стартует в ближайшие дни. Я пока видела всего три серии, и мне показалось, что внутри упакованы две истории. Одна – подростковая, про старшеклассников, а вторая – про двух братьев, которые в этой школе работают. Старшего играете вы, младшего – Юра Борисов. И Юра там весь такой неформатный, моцартианский, а ваш герой, наоборот, правильный душнила. Но что-то вы делаете таким образом, что уже с самого начала подозреваешь: какой-то здесь подвох, омут с чертями под этой нудной ряской.
– Это очень здорово, что вы так говорите. Когда появился проект, я понял, что это возможность поговорить про больную для меня тему – родителей и детей. Про то, какие травмы иногда получаются в детстве. И как эти травмы прорастают во взрослой жизни человека. Поскольку тема мне близка, весь проект превратился в личное высказывание – в большой разговор с матерью через экран. Потому что об этом мы вряд ли бы с ней поговорили в реальной жизни.
По сути дела, сам проект является для меня арт-терапией, где я в очередной раз, находясь уже в глубокой сепарации от своих родителей, прихожу к стадии принятия мамы. Со всей нашей предысторией, травмами, какими-то недосказанными моментами из прошлого. И здесь я уже регистрирую для себя маму не только как моего родителя, а как отдельного человека, которого важно принимать. Которому важно признаваться в любви сейчас, при жизни. Это основной месседж.
– Простите за личный вопрос: ваша мама жива? И как формулируется травма, о которой вы говорите?
– Да, мама жива. А травма – нивелирование личности, когда из-за огромной родительской гиперопеки ребенок уже сомневается, существует ли он. И тогда во взрослой жизни возникает такой герой, как Константин – старший брат из «Урока». Внешне – как бы обложка социальной успешности. А внутри – большой-пребольшой клубок эмоций, который он сам не понимает, как распутать. Здесь и ненависть к матери...
– ...которая в сериале замаскирована огромной любовью и почитанием.
– Конечно. Личность Константина в детстве же постоянно ставили под вопрос. В результате он вырос с ощущением: «Я ничего не добьюсь, у меня ничего не получится, я хуже всех». Брат же всегда был примером. «А мама его, кажется, любит больше». То есть формируется такой сгусток ненависти, жажды мести. И пубертат в итоге пройден с помехами. Грубо говоря, перед нами взрослый ребенок, у которого еще не прошла мужская инициация. Это в чем-то созвучно с моей историей. В силу жизненных обстоятельств на меня в семье была переложена ведущая мужская роль.