Глава Подмосковья об управлении регионом с помощью цифры и конкуренции с Москвой

ВедомостиОбщество

Губернатор Московской области Андрей Воробьев: Нас часто сравнивают с нашей столицей

Максим Иванов, Ирина Казьмина
ср. 9.04.2025

Максим Стулов / Ведомости

Глава Подмосковья Андрей Воробьев 8 апреля встретился с президентом Владимиром Путиным: такие встречи – редкость для губернаторов, которым не нужно получать согласия главы государства для переизбрания на новый срок. А новые выборы в регионе по плану предстоят не скоро – в 2028 г. Воробьев подчеркивает, что работа «на земле», которой он занимается с 2012 г., когда покинул кресло лидера думской фракции «Единой России», отличается от прежней: ты чувствуешь, «как буква закона влияет на то, что происходит в жизни человека». «Ведомости» поговорили с губернатором об управлении регионом с помощью цифры, о конкуренции с Москвой за кадры и бизнес, а также о модернизации коммунальной инфраструктуры после тяжелой зимы 2023 г.

– Вы больше 10 лет отработали в парламенте и более 12 лет губернатором. Стали ближе к земле?

– Каждая работа [по-своему] сложная. В Госдуме ты несешь ответственность за законы. Другое дело, насколько ты чувствуешь их, находясь там, как буква закона влияет на то, что происходит в жизни человека. Наша задача – управлять территорией так, чтобы житель чувствовал перемены, чтобы он хотел планировать свое будущее в Подмосковье. Для этого мы используем единственное возможное для управления большими системами – все самое современное и умное, сегодня это прежде всего цифра.

– С цифрой проще отслеживать, что происходит в регионе?

– Безусловно, да. Мы принимаем решение не только по факту того, что случилось, а можем предвидеть, а значит – не допустить. Действовать на опережение. Наша задача – чтобы все, что человека раздражает – мусор возле подъезда, яма во дворе, решалось быстро, а в будущем – происходило реже. Все это имеет принципиально важное значение для управления территорией.

– Московская область – довольно большая и разношерстная, где есть наукограды, есть сельские территории. Удалось выстроить систему, позволяющую везде одинаково быстро и синхронно реагировать на сложные ситуации?

– Мы, конечно, стараемся, наверное, одинаково быстро и синхронно происходит только в совершенном мире. Если ты живешь в Химках или в Мытищах, акценты одни. В Серебряных Прудах или Рошале, в Коломне или Озерах, – другие акценты. Вместе с тем общепринятые вещи мы стараемся улучшать в каждом городе без исключения.

– Можете привести примеры разных акцентов при развитии территорий?

– Общие стандарты – это тепло в доме, качественная вода, дорога, автобус или парковка для автомобиля... Школа в шаговой доступности, стационары и другие объекты здравоохранения – соответствующие стандарту. Обязательно уютный парк. Тем более нас часто сравнивают с нашей столицей. Москва сегодня в хорошем смысле впереди планеты всей: она амбициозна, она развивается, у нее есть ресурсы, у нее есть руководитель, который воплощает самые смелые идеи, будь то метро, или реновация, или трансформация в системе здравоохранения. Мы, конечно, должны соответствовать.

«Наша задача – не отставать»

– Москва, конечно, сильный конкурент. В чем ваше преимущество перед столицей?

– Разный уклад. Другой темп жизни. У нас больше пространства. Вообще, мы стараемся находить общее. Тогда мы все становимся сильнее. Моя команда имеет возможность обсуждения с командой мэра всех важных вопросов на отраслевом уровне. Потому что, если начать находить различия между мной и вами, между Подмосковьем и Москвой, можно найти их миллион. Там бюджет 4 трлн руб., здесь – 1 трлн. Москва меньше, Подмосковье больше... Это заведомо ложный путь. Мы выбрали другую стратегию, потому что во главе угла наши жители, люди. Если ты живешь в Москве, ты заинтересован, чтобы и в столице, и в Подмосковье, где твой дом или твоих родителей, тоже все было хорошо, комфортно.

– Область очевидно является кадровым донором для московских предприятий, и в результате заметное количество жителей области платят НДФЛ в бюджет столицы. Есть ли у вас план создания привлекательного образа подмосковных предприятий в глазах жителей, чтобы они оставались работать в своем регионе?

– Правда жизни такова, что любой мегаполис притягивает и рабочую силу, и все самое лучшее. Возьмите Пекин или Шанхай, Нью-Йорк или Париж, Рим или Тель-Авив. Любая столица – очень мощный магнит. Это реальность жизни. Так и Москва. Порядка 2 млн жителей Подмосковья работают в столице и платят там налоги. Мы в этих условиях стараемся создавать рабочие места, строим современные индустриальные парки – частные и государственные. И поверьте, делаем это в хорошем темпе.

В этом году производственную площадку запустили в Ленинском городском округе. Там на 102 га будет 5–10 предприятий. Еще не построены дороги, еще не везде подведен газ, канализация, электричество, не поставлен забор и не построены лайт-индастриалы. Но площадка раскуплена. В Раменском и Жуковском мы делаем то же самое. Это стало возможно, потому что модернизированная дорога М5 «Урал» сегодня позволяет в короткое время перевозить и грузы, и рабочую силу. В каждом городе мы стараемся найти территорию, вложить туда деньги – а то, что мы вкладываем, окупается сторицей, как окупилась Дубна.

Индустриальные парки чувствуют себя хорошо. Особенно это было заметно, когда мы видели приток иностранных инвестиций. И с Китаем [работали], и с Турцией, и с Вьетнамом, и с Белоруссией, и с Узбекистаном... Китай пришел в Ленинский и Дмитровский городские округа. Мы крутим педали и видим результаты: поэтому наш бюджет растет.

– Каков упущенный доход бюджета в виде НДФЛ от того, что эти 2 млн человек работают в Москве?

– Считать эти деньги бессмысленно. Конечно, мы видим мобильность людей, поэтому повторяю: наша задача – не отставать и помогать бизнесу создавать достойные предприятия. К тому же есть и обратная история, когда к нам ездят из Москвы: учить и учиться, лечить и лечиться. Работать и отдыхать.

– А кто едет из Москвы?

– Едут те, кто обладает компетенциями для работы на наших заводах – «Роскосмоса», ВПК, перерабатывающих производствах. Вы знаете, что экономика Подмосковья имеет свою особенность – здесь нет нефти и газа. Она очень диверсифицированная: примерно четверть – торговля, четверть – логистика, транспорт, IT. Все, что касается перерабатывающей промышленности и стройки, – тоже примерно где-то 24%.

Малый и средний бизнес сегодня дает четверть доходов экономике Подмосковья. Поэтому мы топим за него. Стараемся, чтобы на первых этажах жилых домов был цивилизованный бизнес – ресторан, кафе, услуги. Все эти составные части нашей экономической политики дают результат.

«У нас рекордное число иностранных компаний»

– В прошлом году президент инициировал дискуссию о необходимости переезда части штаб-квартир крупных госкомпаний в регионы. Мособласть не фигурировала среди таких регионов? Или она слишком близко к столице?

– Мы знаем, что вся жизнь – борьба. И конечно, мы боремся и за компании. Задача инвестблока, – чтобы все компании, которые производят овощи в теплицах или варят сыр, производят ракеты, дроны, автомобили, работали у нас в Подмосковье, платили налоги, создавали рабочие места.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия» Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия»

Макар Хлебников о том, как стал актером, и о партнерстве с Юрой Борисовым

Ведомости
«Картинки» натуралиста «Картинки» натуралиста

Что отражено в русских названиях птиц из семейства куликов?

Наука и жизнь
Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1 Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1

О творческих достижениях, не вписывающихся в рамки объектов авторского права

Наука и техника
Лингвистические фантомы Лингвистические фантомы

Как в русском языке появляются псевдоанглицизмы

Наука и жизнь
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Арена на двоих Арена на двоих

Как исторически складывались отношения России и США

Эксперт
Ольга Ткачёва: «Старение – это прежде всего накопление повреждений и снижение возможностей организма их исправлять» Ольга Ткачёва: «Старение – это прежде всего накопление повреждений и снижение возможностей организма их исправлять»

О биологическом возрасте и секретах долгожителей

Здоровье
Семнадцать мгновений Победы Семнадцать мгновений Победы

Лиознова сняла не просто ленту, а культовую, всенародно любимую картину

Коллекция. Караван историй
Почему женщины бегают к тарологам в 30, а мужчины верят в теории заговора после 50 лет Почему женщины бегают к тарологам в 30, а мужчины верят в теории заговора после 50 лет

Почему женщины склонны впадать в эзотерику в молодом возрасте, а мужчины в 50

Psychologies
Охота на пиратов Охота на пиратов

Как спортивные каналы и лиги борются с пиратами

Ведомости
Учимся понимать наши растения Учимся понимать наши растения

Легко прочитать, как именно надо ухаживать за цветком, но почему именно так?

Наука и жизнь
«Галилея археологов» «Галилея археологов»

Археологи давно борются с искушением перекопать поглубже всю Святую Землю

Знание – сила
Платеж за доверие Платеж за доверие

Рынок платежных агентов все больше консолидируется вокруг банков

Ведомости
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Одной из тем обсуждения в научной фантастике ХХ века была космическая экспансия

Наука и жизнь
Как Шаболовка, но в 4 раза выше: мы нашли самый высокий гиперболоид мира Как Шаболовка, но в 4 раза выше: мы нашли самый высокий гиперболоид мира

Canton Tower – самый высокий гиперболоид мира

ТехИнсайдер
ВЭБ определил стратегию ВЭБ определил стратегию

Группа ВЭБ ориентируется на нацпроекты

Эксперт
Разговоры о главном диапазоне Разговоры о главном диапазоне

Что такое золотой диапазон частот и кому Минцифры намереваются его отдать

Ведомости
Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса

Почему существует Вселенная? Почему существует мир, почему в нем есть мы?

Знание – сила
Весна в облигациях Весна в облигациях

Бизнес не намерен снижать программы по капитальным инвестициям

Ведомости
Город нереализованных генпланов Город нереализованных генпланов

Нижний Новгород — лоскутное одеяло из обрывков больших проектов

Weekend
Чудо-молекулы Чудо-молекулы

Зачем нашей коже нужны ниацинамид и эктоин

Лиза
Керосиновая история Керосиновая история

Жизнь в послевоенном социализме делится на «время керосина» и «время газа»

Знание – сила
Из Москвы в Питер на деньги синдиката Из Москвы в Питер на деньги синдиката

Как устроен механизм финансирования ВСМ Москва — Санкт-Петербург

Монокль
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
Территория детства Территория детства

7 особенностей дизайна, которые точно понравятся твоему ребенку

Лиза
Новый поход ветеранов Троянской войны Новый поход ветеранов Троянской войны

Филистимляне и троянцы против египетских фараонов

Знание – сила
12 способов продлить молодость 12 способов продлить молодость

Рекомендации для того, чтобы увеличить шансы прожить дольше

Лиза
Зажигая маяки Зажигая маяки

Зимнее бездорожье длиной в 2 недели: что манит участников «Экспедиции-Трофи»?

Отдых в России
Полина Гухман: «Ради роли готова к любым экспериментам с внешностью» Полина Гухман: «Ради роли готова к любым экспериментам с внешностью»

«Меня часто спрашивают: «Поля, тебе не кажется, что ты повсюду?»

Коллекция. Караван историй
Продлили срок: что можно сделать из бывших тюрем Продлили срок: что можно сделать из бывших тюрем

Как бизнесмены и государство развивают бывшие тюрьмы

Forbes
Открыть в приложении