Коллекция. Караван историйСобытия
Семнадцать мгновений Победы

Когда в 1968 году вышла камерная мелодрама режиссера Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе», никто не мог предположить, что следующим фильмом этой хрупкой, невысокой (рост всего 150 см) женщины станет 12-серийный детектив о советском разведчике в высших кругах Третьего рейха. Но Лиознова сняла не просто ленту, а культовую, всенародно любимую картину — «Семнадцать мгновений весны».
Этот фильм — уникальное явление нашего кино. Почти все его герои — фашисты, но они показаны не карикатурно, как было до того, а — неслыханное дело! — умными и сильными противниками. Действие происходит в логове Третьего рейха — Берлине, но весь фильм пронизан любовью к далекой советской Родине. Картина рассказывает о самой кровопролитной войне в истории человечества, однако в ней практически нет выстрелов. И еще: персонажи «Семнадцати мгновений весны» оказались так близки народу, что стали героями анекдотов. Подобное произошло с героями еще лишь одной культовой киноленты — «Чапаев»...
А началась история штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица (он же — советский разведчик Исаев) в 1966 году. Тогда Юлиан Семенов, имевший возможность работать в архивах КГБ, написал роман «Пароль не нужен», действие которого происходит в начале 20-х годов на Дальнем Востоке. В воспоминаниях одного из подпольщиков Юлиан Семенович наткнулся на историю, как ВЧК внедрила в белогвардейское движение молодого разведчика Всеволода Владимирова (оперативный псевдоним — Максим Исаев). Работая под прикрытием репортером в газете, чекист имел возможность общаться с разными людьми и таким образом добывать важную информацию. Описана в мемуарах и внешность будущего Штирлица: умен, элегантен, великолепно умеет выслушивать собеседников, свободно владеет английским и немецким.
Роман «Пароль не нужен» читатели приняли на ура. Его сразу экранизировали: сценарий написал сам Семенов, а главную роль сыграл Родион Нахапетов. И вскоре писателя пригласил на Лубянку новоиспеченный председатель КГБ Юрий Андропов. Сначала главный чекист страны похвалил роман. А затем попросил Семенова написать о деятельности наших разведчиков в годы Великой Отечественной войны в немецком тылу. По воспоминаниям дочери Семенова Ольги, тот, «возликовав, ответил, что давно пора».

Вскоре Семенов поехал в Польшу работать над историей майора Вихря. Там Юлиан Семенович узнал, что в окружении начштаба Верховного командования вермахта Кейтеля был офицер СД, связанный с подпольем. Его словесный портрет удивительно напоминал внешность Исаева. Это дало возможность Семенову допустить, что спустя годы Владимиров-Исаев мог попасть в Германию и там стать Штирлицем.
Как признавался сам Семенов, его герой — образ собирательный. Исаев-Штрилиц воплотил в себе лучшие черты советских разведчиков — Кузнецова, Зорге, Абеля. Некоторые исследователи видят в Штирлице черты гауптштурмфюрера СС Вилли Лемана (псевдоним Брайтенбах). Он служил в сверхсекретном отделе, отвечавшем за контрразведку в оборонной промышленности, и передал в СССР информацию о немецкой ракетной программе.
Другие историки упоминают оберштурмфюрера СС Хайнца Фельфе (Пауля), сотрудника Главного управления имперской безопасности, который докладывал Шелленбергу (и в Москву!) о ходе тайных переговоров Германии с США в Швейцарии. Когда спустя годы Фельфе был арестован, СССР обменял его на два десятка западных шпионов.
Еще один возможный прототип Штирлица — легендарный разведчик Ян Черняк (Джен). Он создал в Германии целую разведывательную сеть под названием «Крона», состав которой до сих пор засекречен. Некоторые историки считают, что в нее входили высшие чины рейха и актрисы Ольга Чехова и Марика Рёкк — любимица фюрера, сыгравшая главную роль в фильме «Девушка моей мечты» (эту картину в фильме Лиозновой смотрит Штирлиц).
Таким образом, Штирлиц собрал в себе черты разных людей. Неудивительно, что, когда Леонид Брежнев после просмотра фильма распорядился разыскать разведчика Исаева и вручить ему звезду Героя Советского Союза, его поручение не смогли выполнить. Ведь такого человека никогда не существовало.
Кстати, после «командировки» Штирлица в Берлин его история не закончилась. За четверть века Семенов создал о любимом герое цикл из 14 произведений. В них самый известный советский разведчик работает в Испании, Югославии, Латинской Америке в течение почти 40 лет. В романе «Бомба для председателя» (по нему снят детектив «Жизнь и смерть Фердинанда Люса») действие происходит в конце 60-х годов, Штирлицу почти семьдесят. Кстати, писатель поделился с Исаевым своей датой рождения — 8 октября.
Многие книги Семенова о разведчике-нелегале были экранизированы. Однако именно история тех дней в начале 1945 года — с 12 февраля по 24 марта, когда Штирлиц приложил все усилия, чтобы сорвать намечающиеся сепаратные переговоры между Третьим рейхом и США и Великобританией, — превратились в «кино на все времена»...
Первые тайные контакты политических, военных и деловых кругов нацистской Германии с союзниками СССР начались еще в 1942 году. Ради ослабления послевоенных позиций нашей страны США хотели заключить сепаратный мир с Германией, не дожидаясь ее полного разгрома. К такой сделке активно стремились и некоторые немецкие руководители.
Рассказывая об этих переговорах, Семенов опирался на исторические факты. Но иногда менял детали и даже подоплеку событий. На самом деле встречи американцев и немцев происходили не в Берне, а в Цюрихе и Асконе. Еще в романе и сериале Вольфа в Швейцарию посылает Гиммлер втайне от Гитлера. В реальности все было наоборот: Вольф контактировал с Даллесом с согласия фюрера, но без ведома Гиммлера. Не подтверждается документами и ключевая роль в этой операции Шелленберга. В своих мемуарах начальник внешней разведки службы безопасности ни разу не упоминает о таком важнейшем событии...
История, в которой война показана не как масштабное сражение, а как соревнование интеллектов и противостояние характеров, как захватывающий детектив, в котором герой не один раз «как никогда был близок к провалу», сразу увлекла Татьяну Лиознову. Ее не остановило, что Семенов уже продал сценарий «Ленфильму». Лиознова сумела убедить автора, что сделать достойный фильм может только она. И писатель отдал сценарий Киностудии имени Горького, в штате которой состояла Татьяна Михайловна. А затем принял активное участие в работе над сериалом.
Например, Лиознова решила разбавить чисто мужской состав несколькими женскими персонажами. Ведь в книге Семенова практически одна заметная женская фигура — радистка Кэт. У этой героини, кстати, был реальный прототип — Анна Филоненко, с которой Лиознову специально познакомили. Она стала одним из консультантов фильма (главным в титрах указан генерал-полковник С.К. Мишин: под этим псевдонимом скрывался первый зампредседателя КГБ Семен Кузьмич Цвигун — в колоризированной версии сериала указан именно он; а упомянутый в титрах консультант Колх — это генерал-майор КГБ Георгий Пипия).

Вместе с мужем Анна много лет проработала разведчицей-нелегалом. Когда она рожала за границей, то смогла кричать не по-русски. В семье подрастали трое детей: двое родились во время «загранкомандировки» супругов и только по возвращении семьи в Москву узнали, что они русские.
Исполнительнице роли Кэт Екатерине Градовой «Семнадцать мгновений весны» подарили не только главный фильм в ее карьере, но и мужа. Когда Лиознова и Градова обедали в буфете киностудии, к ним подсел Андрей Миронов, снимавшийся в соседнем павильоне. С Градовой он не был знаком. Лиознова пошутила: «Катька, смотри, какой красавчик, хватай его!» И вскоре Андрей и Екатерина поженились.
Однако одной дамы на 12-серийный фильм было слишком мало. Семенов придумал Штирлицу подругу — фрау Заурих. Когда писатель набросал несколько диалогов, Лиознова показала их Фаине Раневской. Но та решительно отказалась от этой роли. В итоге Заурих сыграла Эмилия Мильтон. И после выхода картины на экраны для 70-летней актрисы наступила «минута славы». Игра Мильтон очень нравилась Лиозновой: «Мне так жалко было ее отпускать, что я тут же садилась за сценарий и писала продолжение их встреч». Не было в романе и безнадежно влюбленной в Штирлица журналистки Габи — ее придумали сценарист и режиссер (а унтершарфюрер СС Барбара Крайн в книге носила другую фамилию — Беккер). А вот жена у Штирлица появилась в кинофильме благодаря Тихонову. Знакомый Вячеслава Васильевича, легендарный разведчик Конон Молодый однажды рассказал актеру, как ему устроили встречу с женой после многолетней разлуки. На съемках Тихонов поделился этой историей с Лиозновой. А та воскликнула: «Блеск, мы сделаем это!»