Роман Валериевич Ковриков о том, зачем сегодня идут в музей

Санкт-Петербургский университетКультура

«Важно знать и понимать своего посетителя»

Роман Валериевич Ковриков пришел в музейную сферу из журналистики, а сегодня и сам запросто может увлечь своим делом — столько тепла, интереса и восхищения у него во взгляде, когда речь заходит о Государственном музее-заповеднике «Петергоф».

Автор: Вера Свиридова

Все потому, что Роман Валериевич на своем месте. Он 25 лет занимается тем, что считает нужным, важным и правильным. Про таких людей говорят: «Горит на работе». Только исключительно в позитивном смысле — творческом. Наверное, поэтому, будучи топ-менеджером, Роман Валериевич не только не теряет связи с реальностью, но и cчитает своей первостепенной задачей вплести ее в бытование музея, чтобы максимально широко открыть его для посетителей. Журналу «Санкт-Петербургский университет» Роман Ковриков рассказал, зачем сегодня идут в музей, почему важны преемственность и наставничество, а также пояснил, каково это сегодня — быть менеджером в сфере культуры и искусств.

— По первому образованию вы журналист. Вы успели поработать по специальности или сразу после выпуска ушли в другую область реализации? Почему?

— Меня с детства интересовала журналистика, я даже учился в школе, которая имела договор с Санкт-Петербургским университетом, позволяющий учащимся использовать ресурсы Учебной телестудии для подготовки медиаматериалов. Поэтому выбор вуза для поступления был определен еще в десятом классе. Я намеренно поступил на заочное отделение, чтобы иметь возможность работать по специальности. Сразу пошел работать в известную телекомпанию «Русское видео», где мы занимались производством документальных фильмов. Так сложилось, что по окончании вуза я попал в Государственный музей-заповедник «Царское Село» на съемки фильма, посвященного воссозданию Янтарной комнаты. Меня это очень заинтересовало. Как сейчас помню: мы с сотрудниками музея сели, пили чай, рассуждали, что такое реставрация, что такое воссоздание, чем они отличаются, как протекает процесс того и другого. Само восстановление Янтарной комнаты — уникальное явление. Ее сделали снова, по сути, на пустом месте — в распоряжении реставраторов и мастеров был только очень ограниченный набор наглядных материалов, а вот рецептур и технологий обработки янтаря никто не знал (в июле 1979 года Совет министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно. — Прим. ред.). За работу взялись настоящие сподвижники, благодаря их труду и смелым экспериментам Янтарная комната была восстановлена в полном объеме. Я предложил задокументировать историю воссоздания.

Мне было очень интересно самому погрузиться в музейный мир и попробовать рассказать зрителю о том, что такое музей. С тех пор я начал потихоньку менять свою профессию.

— Так вот как вы оказались в Царскосельских янтарных мастерских, созданных для восстановления Янтарной комнаты…

— И проработал там девять лет. Именно там я укрепился во мнении, что хочу связать свою дальнейшую жизнь с музеем. Во многом этому способствовал Иван Петрович Саутов, директор ГМЗ «Царское Село». Он стал моим кумиром, всю свою жизнь я практикую его видение музея-заповедника и методы руководства.

— В чем они заключаются?

— В смелых подходах к внедрению инноваций в музейном деле. На тот момент «Царское Село» было лидером по внедрению новых технологий и подходов к управлению музеем. Иван Петрович умел смотреть далеко вперед. Он знал, каким музей будет через 10–15–20 лет. Он сам ездил по зарубежным музеям, перенимал их опыт. Я ездил с ним, набирался опыта тоже. Иван Петрович был человеком, который воспитал плеяду музейных работников. Многие из них потом пошли работать в городские музеи и смогли их модернизовать, дать толчок в развитии.

— Что именно вас так зацепило в музейном мире?

— Во-первых, харизма директора, то, как он видит музей, как его меняет, как общается с людьми. Я понял, что это место, где я бы хотел остаться и развиваться дальше.

Во-вторых, я понял, что музей — это отдельная полузакрытая институция, и мне было интересно разобраться в том, как живет музей в целом, как он существует для посетителя. Я хотел понять, каким его видит посетитель, как принимает решение поехать в музей и что желает увидеть нем, какие впечатления получить, что в реальности получает. На этом я и сосредоточился.

В 2009 году Елена Яковлевна Кальницкая, став директором музея-заповедника «Петергоф», пригласила меня на должность начальника службы приема посетителей поделиться опытом. Здесь мы развивали всю инфраструктуру, связанную с приемом гостей. Во многом то, каким музеем сегодня является «Петергоф», — это отражение видения Елены Яковлевны. Она стала моим следующим проводником в мир музея. Я не только работал с ней, но и учился вместе с ней и у нее на протяжении 15 лет.

— Почему, оказавшись в музейном мире, вы отдали предпочтение менеджменту, а не искусствоведению?

— Мне было это интересно. За последние 10 лет стала очевидной роль менеджера в сфере культуры и искусства. Абсолютно все директора и руководители культурных институций понимают, что они, безусловно, должны сохранять и изучать культурное наследие, но его еще нужно и экспонировать. И здесь очень важно не отставать от стремительно меняющегося мира. Восприятие музеев кардинально изменилось. Люди приходят в них, как мне кажется, не столько получить впечатление и поставить галочку «посетил», как это было раньше. Современный посетитель идет в музей с конкретной целью. Как менеджер, я вижу своей задачей соединение двух направлений: с одной стороны, объяснить, зачем надо ходить в музей, а с другой — ответить на запрос посетителей так, чтобы всем было максимально комфортно.

— Зачем сегодня идут в музей?

— За знанием своей истории. Музей — это документ. Он говорит правду такой, какая она есть. В этом и состоит задача музеев. В современном мире мы часто сталкиваемся с интерпретациями, и они не всегда профессиональные и правдивые. Музей же — то пространство, где историю, особенно российскую историю, рассказывают, не предлагая готовый полуфабрикат. У нас человек может получить знания и самостоятельно их использовать. Нам же нужно разложить эти знания на смысловые блоки для того, чтобы человек четко понимал, куда и зачем ему идти. И это одна из задач менеджера.

«Самсон» — центральный фонтан дворцово-паркового ансамбля «Петергоф». Pressphoto

— На ваш взгляд, кто кого меняет больше — музеи посетителей или наоборот?

— Это взаимный процесс. Например, в «Петергофе» уже больше 40 лет работает служба экскурсоводов, в штате которой порядка 150 гидов. Они делятся с нами обратной связью, которую получают от посетителей. Так вот: людям сегодня мало общей экскурсии со стандартным набором исторической информации. Люди приходят в музей уже подготовленными и задают узкие, конкретные вопросы. В ответ на это гиды дополняют и трансформируют экскурсии, что требует от них самих углублять свои знания и заниматься самообразованием. Поэтому да, посетители меняют музей, адресуя ему свои запросы: что они хотят получить, услышать и узнать. Особенно это касается молодежи.

Музей, в свою очередь, меняет посетителя тем, как и какие он рассказывает истории. А их бесконечное множество. Недавно мы придумали экскурсии — истории от хранителей, поскольку хотим подчеркнуть и продемонстрировать колоссальную роль предмета в музее. Обычно предметы находятся в отдалении: либо за леером, либо за стеклом. Хранитель же имеет право, надев перчатки, взять предмет в руки, поднести к посетителям и не просто показать вблизи, но и развернуть свой рассказ, отталкиваясь от истории именно этого экспоната. Так можно собирать бесконечный пазл истории своей страны, искусства, жизни венценосных особ и их приближенных.

— Как изменилась за последнее время демография посетителей?

— Музеям сегодня как никогда раньше важно знать своего посетителя, чтобы его понимать. Это необходимо для эффективного управления музеем. И с этим нам помогает СПбГУ, в том числе специалисты Социологической клиники прикладных исследований и студенты-волонтеры Экскурсионно-туристской клиники. Я могу с радостью констатировать, что молодежи среди наших посетителей становится гораздо больше. Ей интересно! Однако этого мало, мы должны привлекать еще больше представителей нового поколения. Более того: мы хотим, чтобы молодые люди приходили сюда неоднократно. Нам важно увеличить количество повторных посетителей. Однако для этого необходимо внедрить цифровые технологии, позволяющие фиксировать и анализировать все, что связано с самим процессом посещения музея. Тогда мы сможем четче рассмотреть лицо посетителя и предложить ему то, зачем он будет возвращаться к нам. Задача музея состоит не только в том, чтобы заинтересовать, но и чтобы подтолкнуть человека к самостоятельному изучению, осмыслению и рефлексии.

— Судя по вашим ответам, у руководителя музея сегодня много, прямо скажем, нетривиальных задач…

— Слово «менеджер» больше не звучит ругательно в музейном мире. Времена меняются, и инструменты управления должны меняться так же стремительно. Например, появились социальные сети, музеи вышли в их информационное поле. Эти площадки надо развивать, поскольку они формируют у человека желание прийти в музей. Этим нужно управлять. Другой пример — работа с детьми. Нужно понять, что мы расскажем детям и что им будет интересно. В каждом музее эта работа ведется по-своему. В «Петергофе» мы создали детский образовательный центр, на площадке которого рассказываем о музее через профессии. В нашем музее работают представители 120 специальностей. Мы можем о них рассказать и сформировать у ребенка желание кем-то стать. Это интересно? Безусловно. И это тоже менеджмент. В музее управление носит творческий характер, и это всегда меня привлекало.

— Какие специалисты сегодня особенно нужны такому музею, как «Петергоф»?

— Мы очень заинтересованы в привлечении молодых технических специалистов в области научной реставрации и цифровых технологий. Вопрос цифровизации сейчас для музеев является стратегическим.

А вообще, как я уже сказал, у нас трудятся представители 120 профессий: от садовников и климатологов до реставраторов. Музей — это уникальное место, где человек, придя на любую позицию, может бесконечно развиваться.

Одна из моих задач — разбудить творческий потенциал в каждом сотруднике, чтобы он совершенствовался и рос в профессиональном и карьерном планах.

Роман Валериевич Ковриков, выпускник СПбГУ и генеральный директор ГМЗ «Петергоф». Предоставлено ГМЗ «Петергоф»

— Что в вас будит творческий потенциал?

— Возможность непрерывного развития и получения новых знаний. Я постоянно открываю новые для себя возможности.

— Ваш личный пример это хорошо иллюстрирует.

— Да, я получил второе высшее образование в области управления в сфере культуры. Когда я понял, что мне этого не хватает, то погрузился в тему инновационных форм работы с посетителями в музеях-заповедниках и защитил по ней кандидатскую диссертацию в области культурологии. Сейчас готовлюсь дальше углублять свои знания, буду писать еще и докторскую, посвященную аспектам управления в сфере культуры и искусства.

— Как знания, полученные в СПбГУ, помогают вам в профессии?

— Безусловно, приходится кстати умение выстраивать стратегию разговора. Журналист — это протописатель, который фиксирует то, что еще только будет отражено в литературе. Способность видеть это и структурировать в некую логическую картину мира мне очень помогает. В целом на факультете журналистики СПбГУ дали хорошую гуманитарную базу. Могу отметить, что учили нас серьезно.

— Вы много учились и продолжаете расширять свои знания. Этого требует специфика менеджмента в сфере искусств?

— Конечно, специфика есть. Дело в том, что музей, особенно такой, как «Петергоф», сочетает в себе очень много отраслей. Здесь наука и исследовательская деятельность переплетаются с совершенно прикладными работами в полях. Руководитель музея должен соединить это, уметь этим управлять и развивать стратегически. Ведь музеи не живут сегодняшним днем. Например, сейчас мы планируем 2027 год.

Хочется подчеркнуть, что в музеях важна преемственность, необходимо постоянно передавать опыт, знания лично, на своем примере. Так, без Елены Яковлевны я вряд ли смог бы оказаться там, где нахожусь. Наставничество и кураторство в музеях являются элементами управления.

— Чтобы обеспечить преемственность, нужно уменьшить текучку кадров…

— В музеях низкая текучка кадров. Людям здесь интересно, когда человеку есть куда развиваться, он никуда не пойдет. Музей в качестве работодателя стал более привлекательным. Если раньше мы искали людей, то сейчас ситуация меняется.

— Вы упомянули о сотрудничестве с СПбГУ. Университет и ГМЗ «Петергоф» — давние добрые партнеры. В каких направлениях взаимодействие могло бы оказаться плодотворным?

— Рассмотрев любое образовательное и научное направление Университета, мы найдем множество точек соприкосновения, причем не только в вопросе воспитания и подготовки молодых кадров. Музей сегодня интересуют точечные исследования (например, в области состава почв). Нас интересует, как состав воды влияет на скульптуры. Понимание этого очень ценно для «Петергофа». Состав воды меняется. Как это должно изменить нашу работу, чтобы сохранять скульптуру? Было бы здорово совместно провести такие исследования, чтобы найти ответы. Нас также очень интересует антропогенное влияние на музейный комплекс во всех его проявлениях. Мы, конечно, сами изучаем этот вопрос. Однако он очень обширный, и мы были бы рады сотрудничеству в этом направлении.

Роман Валериевич Ковриков

1999 окончил Санкт-Петербургский государственный университет по направлению «Журналистика».
с 2000 по 2009 работал в Царскосельских янтарных мастерских.
2010 перешел на работу в Государственный музей-заповедник «Петергоф» на должность начальника службы приема и обслуживания посетителей.
2013 окончил курсы повышения квалификации Московского государственного университета по программе «Прикладная культурология: предпринимательство в культуре».
с 2014 по 2022 являлся заместителем генерального директора ГМЗ «Петергоф» по культурно-просветительской работе.
2018 окончил кафедру ЮНЕСКО Российской академии народного хозяйства и государственной службы по направлению «Управление в сфере культуры, образования и науки».
2021 защитил кандидатскую диссертацию «Инновационные формы работы с посетителями в музеях-заповедниках» на базе Санкт-Петербургского государственного института культуры.
с марта 2022 временно исполнял обязанности генерального директора ГМЗ «Петергоф».
с декабря 2023 генеральный директор ГМЗ «Петергоф».
Научные интересы музейное дело, visitor studies, culture studies, менеджмент в сфере культуры и искусства.

Источник: www.goldtrezzini.ru

Нижний парк музея-заповедника «Петергоф». Предоставлено ГМЗ «Петергоф»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Археология в 2019 году: несколько интересных находок Археология в 2019 году: несколько интересных находок

Интересные археологические находки 2019 года

Наука и жизнь
«Пройти процесс самопознания»: как через смыслы найти свою мотивацию в бизнесе «Пройти процесс самопознания»: как через смыслы найти свою мотивацию в бизнесе

Как найти мотивацию и смысл в своей деятельности

Forbes
Хуже станет всем Хуже станет всем

ВТО прогнозирует сокращение в 5 раз американо-китайской торговли

Ведомости
Почему долгосрочные сбережения «не летят» Почему долгосрочные сбережения «не летят»

Почему у людей нет интереса к программе долгосрочных сбережений и ИИС-3

Монокль
Стоят ли дорогие фены своих денег: мнение парикмахеров Стоят ли дорогие фены своих денег: мнение парикмахеров

Нужен ли тебе фен за тридцать три, а не за три тысячи рублей? Давай разбираться!

VOICE
Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели

Как выглядят авиационные электродвигатели, где установлены и как управляются?

Наука и техника
Открывая космос Открывая космос

Путеводитель женщины-астронавта по миру миссий, чудес и перемен в космосе

kiozk originals
Китайское рекламное чудо Китайское рекламное чудо

На какую рекламу тратят рекламный бюджет компании на российском рынке

Ведомости
Впали в детство: почему рабочие взаимоотношения превращаются в семейную драму Впали в детство: почему рабочие взаимоотношения превращаются в семейную драму

Как избежать «семейных» конфликтов на работе

Forbes
5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык 5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык

Пять психологических терминов из англоязычного интернета

РБК
Амарант Амарант

Почему амарант — суперфуд и важнейшая пищевая культура XXI века

Здоровье
Волна долговых кризисов неизбежна Волна долговых кризисов неизбежна

Как институты развития могут работать в международных проектах

Эксперт
Арена на двоих Арена на двоих

Как исторически складывались отношения России и США

Эксперт
Павел Ворожцов: «Я талантливый и скромный!» Павел Ворожцов: «Я талантливый и скромный!»

«Люблю повторять слова, что актерство — это ходьба по канату»

Караван историй
Как крупнейшая в мире миротворческая организация вызвала эпидемию, от которой погибли 10 000 человек Как крупнейшая в мире миротворческая организация вызвала эпидемию, от которой погибли 10 000 человек

Как в 2010 году миротворческая организация вызвала на Гаити эпидемию холеры

ТехИнсайдер
Если села батарейка Если села батарейка

20 способов восстановиться за 15 минут

Лиза
Денис Шевченко Денис Шевченко

Сентиментальный твист и «Новая Академия» в квартире Дениса Шевченко

Собака.ru
Впервые в лаборатории воссоздана нервная цепь человеческой боли Впервые в лаборатории воссоздана нервная цепь человеческой боли

Ученые воспроизвели важный нервный путь, из-за которого человек чувствует боль

ТехИнсайдер
В абитуриенте ценят личность В абитуриенте ценят личность

Как увеличится роль индивидуальных достижений при поступлении в вузы

Ведомости
Деликатная классика Деликатная классика

Сдержанный и интеллигентный интерьер в духе петербургской классики

SALON-Interior
Как люди хоронят дружбу и отношения в переписках Как люди хоронят дружбу и отношения в переписках

Как цифровой мир лишает нас друг друга

Men Today
Святая вода из Эфиопии вызвала семь случаев устойчивой холеры в Европе Святая вода из Эфиопии вызвала семь случаев устойчивой холеры в Европе

Вспышка холеры в Европе: во всем виновата святая вода из Эфиопии

N+1
Какими бывают виды отверток и бит для шуруповертов Какими бывают виды отверток и бит для шуруповертов

Какие бывают отвертки — виды и названия наконечников, а также их размеры

CHIP
Продлили срок: что можно сделать из бывших тюрем Продлили срок: что можно сделать из бывших тюрем

Как бизнесмены и государство развивают бывшие тюрьмы

Forbes
6 продуктов с высоким содержанием протеина и низким содержанием калорий 6 продуктов с высоким содержанием протеина и низким содержанием калорий

Список лучших низкокалорийных продуктов, богатых белком

ТехИнсайдер
Так буллинг приводит к трагедии: почему сериал «Переходный возраст» стал откровением для родителей Так буллинг приводит к трагедии: почему сериал «Переходный возраст» стал откровением для родителей

Чему нас может научить сериал о психологии насилия «Переходный возраст»

VOICE
Весенняя аллергия Весенняя аллергия

Какие сюрпризы может преподносить аллергия

Здоровье
Мы идем своим путем Мы идем своим путем

Русская внешняя политика как культурное явление

Эксперт
В ритме сердца: что такое HRV и так ли он важен В ритме сердца: что такое HRV и так ли он важен

Разбираем все, что нужно знать о вариабельности сердечного ритма

РБК
Нейроиммунная регуляция страха оказалась чувствительна к действию психоделиков Нейроиммунная регуляция страха оказалась чувствительна к действию психоделиков

Ученые обнаружили в мозге мышей нейроиммунную сеть, отвечающую за чувство страха

N+1
Открыть в приложении