Топливный фронт
Как советская нефтяная промышленность приближала победу

В истории Великой Отечественной войны немало страниц, посвященных подвигам солдат на передовой, стойкости тружеников оборонных заводов и самоотверженности медиков. Однако за кулисами этих масштабных событий разворачивалась не менее напряженная борьба — битва за ресурсы, прежде всего за топливо. В эпоху моторизованных армий и авиации бесперебойное снабжение горючим становилось важной составляющей успеха боевых действий. О том, как советский топливно-энергетический комплекс обеспечил энергетическую основу Великой Победы, — в нашем материале.
Накануне войны
К началу Второй мировой войны Советский Союз занимал вторую строчку мирового рейтинга по добыче нефти. Ключевыми регионами этой отрасли являлись Азербайджан (Баку и прилегающие месторождения обеспечивали около 70% всей советской добычи), Северный Кавказ (Грозный, Майкоп), Кубань, быстро развивающийся Волго-Уральский регион и дальневосточный Сахалин.
Германия, напротив, собственной значительной нефтедобычи не имела и критически зависела от импорта, который с началом войны практически прекратился. Ее предвоенные потребности в нефти удовлетворялись за счет импорта в объеме 5,7 млн тонн в год, причем львиная доля — 80% — приходилась на поставки американских компаний.
Гитлеровское военно-политическое руководство осознавало стратегическую значимость нефти для ведения современной войны моторов. Захват советских нефтяных месторождений, и в первую очередь кавказских нефтеносных районов, рассматривался как одна из первоочередных целей военной кампании на Востоке. Это должно было не только обеспечить вермахт необходимым топливом, но и парализовать советскую военную машину, лишив ее маневренности.
Ни литра врагу
Уже в первые дни войны советский топливно-энергетический комплекс понес ощутимые потери. Вражеская авиация наносила массированные удары по железнодорожным узлам, нефтебазам и складам горючего, стремясь нарушить систему снабжения фронта. Быстрое продвижение немецких войск на запад привело к потере значительной части нефтехранилищ и нефтеперерабатывающих мощностей, оказавшихся на захваченных территориях.
В этих условиях Государственный комитет обороны принял ряд экстренных мер, направленных на сохранение стратегических ресурсов и обеспечение армии топливом. Главной задачей стала немедленная эвакуация ценного оборудования нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий в восточные регионы страны. Там, где вывоз был невозможен, принималось решение об уничтожении объектов, чтобы черное золото не досталось противнику.
Одновременно перед топливно-энергетическим комплексом была поставлена задача колоссальной важности — в кратчайшие сроки многократно увеличить добычу нефти на оставшихся в тылу месторождениях, прежде всего в быстро развивающемся Волго-Уральском регионе, который в годы войны получил неофициальное название «Второй Баку». Вся отрасль перешла на жесткий военный режим работы. Рабочие смены были увеличены до 12 и более часов, выходные и отпуска отменялись.
По всей стране развернулась мощная пропагандистская кампания, призывавшая к самоотверженному труду под лозунгами «Ни капли нефти врагу!» и «Каждая тонна нефти — это наш залп по Гитлеру!». Руководство наркомата нефтяной промышленности во главе с наркомом Иваном Сединым оперативно перебазировалось из прифронтовой Москвы в Уфу, ближе к новому центру нефтедобычи, чтобы непосредственно координировать работу отрасли в условиях военного времени.
Трудовой фронт
Эвакуация нефтеперерабатывающих заводов с западных территорий на восток страны стала беспрецедентной по масштабам и скорости операцией. Оборудование Сызранского НПЗ, например, было демонтировано, перевезено из Одессы и Херсона и смонтировано на новом месте всего за несколько месяцев. Уже 22 июля 1942 года завод выдал первую партию столь необходимого фронту бензина. На строительстве и производстве трудились преимущественно женщины, старики и подростки. Им увеличили продовольственные пайки — до 700 г хлеба в день, и это было не только стимулом, но и средством выживания в условиях всеобщего дефицита.
«Наш завод проектировался под крекирование бакинского мазута: сначала он транспортировался танкерами по Каспийскому морю, затем по железной дороге, — говорит главный инженер АО “Сызранский НПЗ” Юрий Кузнецов. — В связи с тяжелым положением на фронте к концу лета 1942 года транспортировка сырья значительно усложнилась, а потом и вовсе стала невозможной. Если в начале сентября, не имея перебоев с сырьем, завод перевыполнил план выпуска продукции на 15%, то уже к 8 сентября бакинский мазут закончился. Чтобы не прекращать снабжение фронта горючим, надо было срочно переходить на местную нефть, тем более что к этому времени под Сызранью ее добывали уже в промышленных масштабах».