Платформы обрастают банками
Зачем Ozon свои банкоматы, а «Яндексу» — платежные стикеры

Маркетплейсы все активнее оказывают банковские услуги, а в последнее время стали распространять их за пределы своих экосистем. Как заметила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, активы финансовых структур маркетплейсов хоть и составляют десятые доли активов всей банковской системы, но только за 2024 год они выросли в четыре раза. При этом ЦБ готов дать финтехам еще больше возможностей для оказания платежных услуг. «Эксперт» разобрался, зачем это маркетплейсам, что скрывается за программами рассрочек и как на завоевание рынка реагируют классические банки.
Покупай сейчас, плати потом
По статистике аналитической консалтинговой компании Frank RG, в 2024 году Ozon Банк, Вайлдберриз Банк и Яндекс Банк выпустили 57 млн платежных карт — почти вдвое больше, чем годом раньше. При этом, по оценкам компании, этими картами владела только половина активных пользователей маркетплейсов.
Как заявили «Эксперту» в пресс-службе Ozon, в первом квартале 2025 года число активных пользователей их карты достигло 31,7 млн. «При этом уже 50% операций по “Ozon Карте” совершается вне маркетплейса», — подчеркнул собеседник в компании. В планах Ozon на 2025 год — расширять линейку финансовых продуктов. В 2025 году компания уже запустила автолизинг для бизнеса и интернет-эквайринг, а позже обещает развернуть сеть банкоматов.
«Яндекс», в свою очередь, предлагает покупки по системе «Сплит» — она подразумевает разделение платежей на части в срок, который определит сам покупатель. Если он больше двух месяцев, то стоимость товара будет рассчитана с комиссией. Такую систему в отрасли называют аббревиатурой BNPL, пояснил «Эксперту» управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич. Она расшифровывается как Buy Now, Pay Later и дословно переводится как «купи сейчас, заплати потом».
Помимо этого, компания предоставляет возможность оформить «Супер Сплит» (с пластиковой картой) — в документах он квалифицируется как кредит, ставка по которому составляет от 14% до 54% годовых. Сам продукт предоставляет непосредственно Яндекс Банк. На сайте уточняется, что отличие от обычного «Сплита» в том, что информация передается в бюро кредитных историй, а для открытия нужен подтвержденный аккаунт на «Госуслугах». Также у «Яндекса» есть сберегательный продукт «Сейв» по ставке 22% в первые два месяца и 16% — в дальнейшем.
Результаты за прошедшие годы подтверждают интерес пользователей к финтех-продуктам «Яндекса», сообщили «Эксперту» в пресс-службе компании: в первом квартале 2025 года число активных пользователей финтех-сервисов увеличилось «более чем в три раза в годовом выражении».
Wildberries, в свою очередь, предлагает «WB Кошелек». При оплате с него покупатель может рассчитывать на скидку при оплате товаров на маркетплейсе. Рассрочка предоставляется покупателям лишь через карты сторонних банков, накопительных продуктов у Вайлдберриз Банка тоже нет. «При развитии финтеха наша задача — дать клиентам возможность максимально быстро, комфортно купить то, что им нужно и что они хотят. У нас нет задачи стать универсальным банком, как опасаются игроки финансового сектора, наша цель — предоставить клиентам лучший сервис для шопинга», — заявили «Эксперту» в пресс-службе компании.