Играть плохих русских мне неинтересно, это должно быть что-то другое

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Игорь Жижикин: «Если мне предлагают в семейном фильме роль злодея, стараюсь сделать его нестрашным»

Марина Порк

Фото предоставлено кинокомпанией «Вселенная кино»

«Стали снимать. Как назло, ассистенты не удосужились положить лишний мат, а Форд толкнул меня сильнее, чем требовалось, я отлетел и приземлился локтем на какую-то ржавую железяку. Пробил руку почти до кости, кровь хлестала не по-детски. «Все, останавливаем съемку», — скомандовал Спилберг. Но я возразил: «Осталось немного, доснимем». Рану перебинтовали и залепили пластырем, но к концу сцены повязка все равно промокла от крови. Спилберг был просто в шоке: ни один американец не повел бы себя так, как этот русский».

— Игорь, в этом году вы снимаетесь в девяти проектах. В прошлом участвовали в десяти. Колоссальная востребованность. А как вы выбираете, в каком фильме сниматься, на что в первую очередь ориентируетесь?

— Режиссеры видят меня в основном в брутальных образах, мне постоянно предлагают играть военных, бизнесменов, бандитов. Но сегодня мне хочется показаться перед зрителями в другом качестве — комедийном, поэтому в первую очередь соглашаюсь на смешные роли. Да и по внутреннему состоянию я добрый, позитивный человек. Конечно, мне дороги и мои брутальные герои, люблю я и своих военных. В принципе, много чего люблю, но в последнее время пытаюсь немного уйти от привычного образа строгого жесткого человека в доброту и комедийность. Ну а насколько успешно это удается, решит зритель.

Очень нравится семейная тематика, и даже если мне предлагают в таком фильме роль злодея, стараюсь сделать его нестрашным, смешным, комичным — я люблю отходить от своего образа.

Фото предоставлено кинокомпанией «Вселенная кино»

— Как думаете, получается?

— Надеюсь, получается. В ближайшее время выйдет немало таких проектов, которые, по сути, представляют из себя хорошее доброе семейное кино, куда можно прийти родителям с детьми, посмотреть, посмеяться, отдохнуть.

Мне нравится голливудская комедия «Один дома», Джо Пеши и Дэниел Стерн в ролях неудачливых грабителей там просто прекрасны. И вот выдался шанс сыграть нечто подобное: в комедии «Исполняющий обязанности» мы с Митей Хрусталевым появляемся на экране в ролях двух неудачливых отморозков, которые работают на некоего шефа. Он постоянно дает им задания, а они не способны нормально их выполнить, все время попадают в идиотские ситуации. И даже дети, которых они пытаются похитить по заданию босса, умудряются их одурачить, ввергнуть в самые нелепые ситуации. Получился прекрасный фильм, которого я жду.

— Вы один из немногих российских артистов, кто снимался в голливудских фильмах. Расскажите, пожалуйста, как вам это удалось? Как вы оказались в Америке?

— Приехал на гастроли в Америку в составе группы артистов советского цирка. На волне охватившего нашу страну предпринимательства в 1987 году был создан творческий кооператив. Туда вошли известные люди: Юрий Куклачев со своими кошечками, кинорежиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, снявший «Трех мушкетеров», Вадим Станкеев — создатель уникального номера «Воздушный полет», где я работал, и Валентин Юдашкин с театром моды, на подиуме которого блистали самые прекрасные девушки на свете.

Номер Вадима Станкеева, его воздушный полет с акробатикой без преувеличения стал шедевром, по сей день не имеющим аналогов. Вадим придумал закрепить под куполом между двумя раскачивающимися лопингами пластиковый стол: там стояли два человека, которые ловили прилетавших в филигранно рассчитанную точку артистов. Потом стол уходил в сторону, оставляя свободное 15-метровое пространство, преодолевая которое уникальный гимнаст Юрий Каганович успевал проделать четыре сальто в воздухе, перед тем как оказаться на другой стороне. Это абсолютно рекордный трюк, повторить его никто в мире не может. Выглядел он со стороны страшновато, зрители всякий раз замирали и только в конце выдыхали.

Мы выступали с этим номером в лучших цирках Советского Союза. А еще постоянно ездили на зарубежные гастроли. Я работал в качестве ловитора — человека, который висит вниз головой и ловит вольтижеров, которые летят в заданную точку. На непросвещенный взгляд в этом нет ничего страшного. Но на самом деле без травм не обходится. И связки на руках рвутся, и локти вылетают, и колени. Если ты поймал гимнаста, но ноги у того остались позади, рывковая сила бьет тебя по позвоночнику. Плечо я успел порвать еще во время репетиций, периодически мне его закалывали обезболивающими.

Кажется, от неприятностей должна спасать сетка, но на самом деле она таит в себе столько опасностей! Если не сгруппируешься, приземлишься на живот — рискуешь получить перелом позвоночника, не успел подвернуть голову — сломаешь шею, схватился за сетку руками — и вот у тебя вылетели фаланги пальцев. А еще коварная сетка время от времени выбрасывает гимнастов прямо на зрителей.

Однажды трюк пошел не по плану, вольтижер перелетел заданную дистанцию и приземлился мне на колено. В целом перенес восемь операций под общим наркозом. Но не сдавался, каждый день занимался спортом, качал мышцы, чтобы облегчить нагрузку на суставы и связки.

— Что привело вас в цирк?

— После школы я пробовал поступить в Плехановский институт, но не прошел по конкурсу и загремел в армию. Служил в подмосковной Кубинке, где вскоре был назначен старшиной спортроты. Спортом я занимался с юных лет по примеру папы: он был мастером спорта по волейболу. А на стадион ЦСКА меня буквально за руку привела мама, чтоб не болтался на улице. Я перепробовал многие виды: гимнастику, прыжки в воду, плавание. Потом перешел в современное пятиборье, освоив еще и бег, стрельбу, фехтование, верховую езду. Также могу играть в футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, кататься на горных лыжах. Разумеется, ни я, ни родители не подозревали, как пригодятся эти навыки, когда стану сниматься в Голливуде. Там актеров не заставляют исполнять трюки (профсоюз актеров установил по этому поводу свои правила), но очень ценят, если ты обладаешь еще и каскадерскими навыками. Я умел многое и получал преимущество перед конкурентами.

В спортроте мы сразу же подружились с Гришей Чекалиным, который попал под призыв после циркового училища, успев поработать на арене в номере «Акробаты на верблюдах». И так он красиво рассказывал о своих выступлениях, так меня соблазнял, что я решил после дембеля тоже пойти в цирковое училище. Престиж этой профессии в советские времена был высоким, ее представители гастролировали по всему миру, а за границу тогда ездили единицы.

В училище приходили в основном ребята из династий, они уже и жонглировали ловко, и сальто крутили. А я ничего не умел, был просто крепким парнем. К тому же, когда дали задание поднять девочку на плечи, выяснилось, что у меня не соответствующий требованиям прогиб в спине. Совещались по поводу абитуриента Жижикина долго, а финальную точку поставил председатель приемной комиссии Юрий Никулин: он велел допустить меня до общеобразовательных экзаменов.

В тот момент я услышал, что Союзгосцирк объявил набор мастеров спорта без диплома циркового училища при условии, что те потратят год на репетиционный период. В тот момент артист цирка Геннадий Ковалев вернулся из Японии, где успешно работал в цирке на льду. Ему передавали номер «Акробаты на велосипедах», и он предложил: «Мне требуется крепкий «нижний», будешь сидеть на велике, а мы станем на тебя забираться и делать трюки». Так я заразился ареной на всю оставшуюся жизнь, а высшее образование получал позже на заочном отделении Института физкультуры.

Премудрости профессии осваивал в Рязани, на арене местного цирка. Был задействован во всех номерах, поэтому через полгода умел и жонглировать, и делать сальто, и по канату ходить, успел даже покачаться в лопинге у воздушных гимнастов. Когда срок моего ученичества подошел к концу, я просто искрился от воодушевления. И тут вдруг травма бедра во время репетиции! Пришлось на время восстановления уйти с манежа, перевоплотиться в чиновника. Какое-то время инспектировал работу цирковых организаций, ездил по стране. Меня избрали секретарем комитета комсомола всех цирков Советского Союза. Но мне снились арена, свободный полет под куполом, восторженная публика. И сон стал явью, когда меня позвал в свой номер Вадим Станкеев.

— Чем окончились те американские гастроли?

— Устроить их взялся человек, который прилично говорил по-русски, работал с Чаком Норрисом, и мы ему доверились. Компания собралась выдающаяся: помимо нашего феерического «Воздушного полета», в представлении участвовал замечательный иллюзионист Эмиль Кио со своим коллективом, а также Александр Бондарев с великолепным номером «Русская масленица», где были задействованы акробаты на шесте и подкидных досках, жонглеры на роликах и медведи, которые вызывали особый восторг публики. Эмиль Кио и Александр Бондарев — народные артисты.

Мы долго катались по одноэтажной Америке, выступая в небольших провинциальных городках. Но наш организатор совсем не вкладывался в рекламу, зрителей становилось все меньше. Заявив, что американцы потеряли к нам интерес, наш антрепренер присвоил гонорары и испарился. Мы остались в Атлантик-Сити практически без средств к существованию. Однажды там появился человек, представившийся продюсером. Он рассказал, что в газете прочел о мытарствах русских артистов цирка и специально прилетел из Лас-Вегаса, чтобы помочь. «Ребята, поехали со мной, — убеждал он. — Это же столица мирового шоу-бизнеса, я вас непременно кому-нибудь продам». Американец оплатил билеты на самолет, поселил в отеле. Но наш благодетель оказался очередным аферистом, решившим подзаработать. Площадки Вегаса были расписаны на многие месяцы вперед. Кроме того, выяснилось, что работать мы имели право исключительно с той организацией или человеком, которые привезли нас в Америку. А чтобы их сменить, надо было вернуться в СССР и заново оформлять рабочие визы. К таким затратам наш «бизнесмен» оказался совершенно не готов и скоро испарился.

В результате вызволял нас родной Союзгосцирк, оплативший перелет до Москвы. А я тогда решил вернуться домой позже, не с пустыми руками, заработав денег. В Лас-Вегасе приютили знакомые мексиканцы, гимнасты воздушного полета «Кабальерос», с которыми раньше пересекался на гастролях. Ребята проконсультировали, как продлить визу. А дальше я занялся поисками работы.

Однажды забрел в казино Stardust. Присел тихонечко в последнем ряду концертного зала, посмотрел на сцену: там скользили красивые девчонки в ярких костюмах. Шоу настолько заворожило, что не заметил подошедшего секьюрити. Тот стал выгонять из зала, но вмешался незнакомец, оказавшийся продюсером Тедом Лоуренсом. С помощью разговорника я кое-как объяснил, что работаю в московском цирке.

— Что умеешь? — спросил Тед.

— Все, — уверенно ответил я.

— Покажи.

Мне вывели партнершу и попросили красиво ее поднять и пронести. А я в свое время очень хорошо отрепетировал поддержки, считался в этом одним из лучших.

В тот день Тед приехал из Нью-Йорка инспектировать шоу. Без него кадровых решений никто не принимал. «Нам как раз нужен такой крепкий парень, как ты, — сказал он. — Платить станем 800 долларов в неделю. Согласен? Можешь завтра приступить к работе?» Конечно, я согласился, наконец-то смог отсылать родителям какие-то деньги.

Я обзавелся агентом — в Америке без этого никуда. И моя менеджер-француженка потом меня отругала: «Зачем ты сразу согласился на предложенную сумму? Ее называют для начала переговоров. Мог бы получить больше». Но меня интересовала в первую очередь работа, а не заработки. Однажды знакомый затащил меня на кастинг в мюзикл «Самсон и Далила», его проводил всемирно известный продюсер Дон Арден. Эта постановка гремела, ради нее люди специально приезжали в Лас-Вегас, но артиста, игравшего Самсона, решили отправить на пенсию. Я особо ни на что не рассчитывал, ведь мне не приходилось петь и танцевать на сцене, и пойти согласился из чистого любопытства. Пробовались многие. Восьмидесятилетний Дон сидел в зале, пил коньяк, курил сигару и был раздражен. «Вон! — орал он на очередного претендента. — Пошел отсюда! И чтоб больше не появлялся!»

Но, увидав меня, вдруг оживился. Ему требовался высокий парень спортивного телосложения, который умел бы хорошо двигаться и поднимать партнерш высоченного роста. Я в грязь лицом не ударил, продемонстрировал способности, которым научил советский цирк. К тому же имел выразительную фигуру, что идеально подходило образу Самсона.

«Хочу этого русского, — объявил Дон своим ассистентам. — Идите, договоритесь с ним».

Так мне предложили годовой контракт. Слава богу, петь не пришлось. Сначала просто открывал рот под фонограмму, потом режиссер поменял концепцию. Я продолжал красиво носить девушек на руках, а по пятам за мной следовали два певца в таких же, как у меня, леопардовых шкурах и исполняли мою партию. Публике нравилось.

Гастроли всемирно известного «Цирка дю Солей» проходили в Лас-Вегасе с большой помпой. Я тоже решил сходить на представление. И когда на сцене появились воздушные гимнасты, что-то дрогнуло в груди. Одним из режиссеров шоу был Павел Брюн, я знал его еще с Москвы. Разыскал Пашу после спектакля. И тот предложил вернуться на арену — они искали артиста в воздушный полет. Так на пять лет я связал свою жизнь с «Дю Солей». Требования к артистам там очень высокие, выкладываться надо на все сто. Что я и делал. Ломал оба колена, ноги, вырывал плечи, заработал трещину в локте и шейном позвонке. Но «Дю Солей» страхует всех своих артистов от травм: они имеют право не только на бесплатное лечение, но еще и на солидную компенсацию. Конечно, с возрастом «старые раны» дают о себе знать, места переломов ноют в ненастную погоду. Но ничего, живу дальше.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Петен, Пол Пот и король Сианук Петен, Пол Пот и король Сианук

Сложное царствование короля Камбоджи Сианука

Дилетант
Новый метод поиска экзопланет помог найти суперземлю в обитаемой зоне Новый метод поиска экзопланет помог найти суперземлю в обитаемой зоне

Астрономы впервые обнаружили суперземлю Kepler-725c в зоне солнцеподобной звезды

ТехИнсайдер
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Наука под знаком «Аненербе» Наука под знаком «Аненербе»

Наука может прекрасно себя чувствовать и в тиранических режимах

Знание – сила
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами ИЖС в России: дом на своей земле с городскими удобствами

Что мешает встретиться на рынке ИЖС застройщикам и покупателям

ФедералПресс
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Бизнесмены со школьной скамьи: предприниматели вспоминают истории из детства Бизнесмены со школьной скамьи: предприниматели вспоминают истории из детства

Уже со школы наши герои показывали смекалку и предпринимательские способности

Inc.
Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы

Влияние монархов на стиль даже в XXI веке куда глубже, чем кажется

ТехИнсайдер
«Россия: страна, которая хочет быть другой. Двадцать пять лет — взгляд изнутри» «Россия: страна, которая хочет быть другой. Двадцать пять лет — взгляд изнутри»

Приватизация и либерализация цен изменила жизнь россиян

N+1
Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу

Лабубу-тренд: эффект сюрприза или ностальгия?

Inc.
Смерть им к лицу Смерть им к лицу

Вышел жизнеутверждающий комедийный сериал «Вверх дном: хаос на кладбище»

Weekend
«Миграция станет цифровой и жесткой»: новые правила для иностранцев в России «Миграция станет цифровой и жесткой»: новые правила для иностранцев в России

С какими проблемами сталкиваются мигранты и работодатели

ФедералПресс
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
Креативность: врождённый дар или умение? Креативность: врождённый дар или умение?

Можно ли стать креативным или нужно им родиться?

Здоровье
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду

История о том, как появился музыкальный жанр фаду

Seasons of life
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
В инвестициях наметился приток В инвестициях наметился приток

Благодаря чему происходит рост инвестиций и активности на фондовом рынке

Ведомости
Композиты в судостроении Композиты в судостроении

Что же такое композиционные материалы (композиты)?

Наука и техника
Мария Шумакова: «Когда любишь себя, улучшаются отношения с другими людьми» Мария Шумакова: «Когда любишь себя, улучшаются отношения с другими людьми»

Мария Шумакова о трудностях, с которыми столкнулась после рождения ребёнка

Здоровье
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Летчик, моряк, трудоголик и муж. Жизнь принца Филиппа — в фактах и фотографиях Летчик, моряк, трудоголик и муж. Жизнь принца Филиппа — в фактах и фотографиях

История жизни одного из самых трудолюбивых членов британской монаршей семьи

Правила жизни
«Счастье есть — оно в детях» «Счастье есть — оно в детях»

Селивановы: когда Международный «детский» день можно отмечать круглый год!

OK!
Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс» Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс»

Основатель «Ниндзя Гудс» — про ошибки, которые могли погубить его стартап

Inc.
Астрономы выдвинули «безумную идею» о Плутоне — ничего подобного в Солнечной системе найдено не было Астрономы выдвинули «безумную идею» о Плутоне — ничего подобного в Солнечной системе найдено не было

Что скрывается в туманной дымке карликовой планеты Плутон?

Inc.
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Сменила балет на «Игрушки»: как Агния Барто стала одной из главных детских поэтесс Сменила балет на «Игрушки»: как Агния Барто стала одной из главных детских поэтесс

История Агнии Барто, одной из главных детских поэтесс в России

Forbes
Открыть в приложении