Из Москвы в Питер на деньги синдиката
Механизм финансирования высокоскоростной магистрали готов: помимо кредитов по рыночной ставке синдикат банков прокредитует проект по льготной ставке деньгами, которые получат из ФНБ на субординированные депозиты. Это снимет давление на банковские нормативы и даже позволит увеличить кредитование других проектов

Строительные работы по проекту высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург начнутся уже в середине этого года. Об этом рассказал министр транспорта Роман Старовойт на недавнем заседании Совета федерации. Напомним, официальный старт проекту дал в марте 2024 года президент России Владимир Путин, а ввод магистрали в эксплуатацию запланирован на второй квартал 2028 года. Этот инфраструктурный проект интересен не только тем, что из Москвы в Санкт-Петербург можно будет добраться за 2 часа 15 минут, но и схемой финансирования. В частности, специально под него было возобновлено размещение средств ФНБ на субординированных депозитах в российских банках для финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов.
Скинулись всем синдикатом
Для начала стоит отметить, что необходимость строительства, стоимость проекта и схема финансирования ВСМ Москва — Санкт-Петербург обсуждаются уже довольно давно и несколько раз пересматривались. По последней обнародованной информации, общий объем вложенных средств составит 2,349 трлн рублей, причем 75% будет привлечено из внебюджетных источников, а субсидии, предоставленные государством, будут возвращены в федеральный бюджет. Об это в ноябре 2024 года рассказал первый зампред правления Сбера Александр Ведяхин. А в конце года Сбер сообщил о так называемом финансовом закрытии по проекту (формальном соглашении относительно структуры проекта и базовых условий финансирования): были подписаны договоры на привлечение 1,788 трлн рублей. В состав синдиката вошли Сбер, ВТБ, Совкомбанк и другие финансовые организации. Позже в прессе сообщалось об участии Газпромбанка. Сбер выполняет роли кредитного управляющего, управляющего залогом и межкредиторского агента. ВТБ сообщал, что планирует предоставить 400 млрд рублей, доля участия других банков не раскрывалась.
В рамках финансирования выдается два кредита. Первый — концессионеру проекта «ВСМ Две столицы» на 21 год, и второй — заказчику поездов группе ГТЛК на 25 лет. По информации «Интерфакса», кредит «ВСМ Две столицы» будет погашать с 2029 по 2045 год, процентная ставка по нему установлена на уровне ключевой плюс 3 п. п. (оставим в данном тексте за скобками адекватность финансирования длинного инфраструктурного проекта под 24%).
Поменялись риском…
Какую роль в финансировании проекта играют средства ФНБ? Это как раз самое интересное. Деньги из ФНБ предоставляются не самому проекту, а банкам, участвующим в синдицированном кредитовании, в форме субординированных депозитов. 300 млрд рублей будут распределены пропорционально доле участия банков в кредите. По информации замминистра финансов РФ Владимира Колычева, почти все банки — участники синдиката заинтересованы в привлечении субординированных депозитов из ФНБ. Впрочем, пока официально о намерении привлечь суборд из ФНБ в размере 93 млрд рублей объявил только ВТБ.
Как рассказал журналистам первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов, ставка по суборду составит 1% с момента инвестирования средств в проект, причем «вся экономика передается в проект — это условие Минфина, то есть банк ничего себе не оставляет, никакой маржи».
Детали механизма нам уточнить не удалось, но, как мы понимаем, это означает, что банки будут кредитовать «ВСМ Две столицы» и ГТЛК под 1% — на ту сумму, которую они получили из ФНБ на субординированный депозит (в случае ВТБ это 93 млрд). Соответственно, получается, что остальная сумма из выделяемых ВТБ 400 млрд пойдет уже под КС+3 п. п.
По оценке Дмитрия Пьянова, привлечение суборда также позволит ВТБ увеличить достаточность капитала на 0,4 п. п.
В пресс-службе ВТБ «Моноклю» дополнительно пояснили, что механизм позволяет банкам создавать капитал второго уровня, сохраняя обязательства по финансированию проекта из средств ФНБ по льготной ставке. Банки берут на себя риски проекта (что он не получится или не принесет ожидаемого денежного потока), а Минфин — риски банков (что они объявят дефолт или обанкротятся). Такой формат впервые применяется для крупного концессионного проекта.
В Сбере тоже подробно отвечать не стали и сослались на недавний официальный комментарий Александра Ведяхина. По его словам, предоставление средств ФНБ для проекта ВСМ через субординированные депозиты банков взаимовыгодно и для государства, и банков: с одной стороны, Минфин передает проектный риск банкам, а с другой стороны, банки получают необходимую прибавку к капиталу, что улучшит их нормативы и расширит возможности по кредитованию экономики страны. «Важно отметить, что ранее в России не было прецедентов предоставления банкам средств ФНБ для дальнейшего связанного целевого использования в форме кредита заемщику, еще и синдицированного», — отметил представитель Сбера.
В Минэкономразвития «Моноклю» также рассказали, что размещение средств ФНБ на субординированных депозитах позволит не только реализовать проект строительства ВСМ, но и увеличить капитал кредитных организаций, что, в свою очередь, расширит их возможности по поддержке российской экономики. «Механизм размещения на субординированных депозитах уже применялся и хорошо себя зарекомендовал при финансировании проекта ЦКАД», — добавили в министерстве.
…и получили капитал
Получается, что субординированные депозиты из средств ФНБ — это не способ финансирования собственно проекта, а способ фондирования финансовых организаций, участвующих в проекте. Вероятно, это стало необходимым в связи с постепенной отменой ЦБ поблажек по нормативам достаточности капиталов банков, а также особенностей требований к банкам в рамках Базеля.
Как пояснил «Моноклю» источник в отрасли инфраструктуры, ВСМ — проект весьма крупный даже для Сбера. Размер участия в финансировании проекта одним коммерческим банком ограничен нормативом размера кредитного риска на одного заемщика. Поэтому, чтобы снизить кредитный риск, его и распределяют по портфелю кредитных организаций, участвующих в кредитном синдикате. Субординированные депозиты интересны тем, что увеличивают размер капитала второго уровня банков, участвующих в финансировании ВСМ, позволяют дополнительно справиться с этим нормативом — без снижения кредитной активности участников синдиката по другим направлениям.
Тут стоит пояснить один момент. Даже если банк направляет весь объем денег, полученных из ФНБ, на фактически льготное кредитование инфраструктурного проекта, за счет увеличения капитала второго уровня банк сможет выдать больше чисто коммерческих кредитов. Как рассказал специалист по финансированию инфраструктуры и суверенным фондам младший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Илья Леонов