Если ребёнок обманывает
Почему дети врут, и что родителям делать с этим враньём?

Все лгут. Даже дрожжи
В какой-то момент наши славные милые детки начинают врать. Родитель, поймав ребёнка на очередном обмане, недоумевает – откуда это в нём? Он же всегда был таким хорошим! На самом деле, как говорил ещё доктор Хаус, лгут все, и конкретный ребёнок – не исключение.
С точки зрения эволюции ложь – полезный инструмент, который помогает выжить и передать гены потомству. Птица прикидывается раненой, чтобы увести хищника от гнезда. Касатки хитростью загоняют в ловушку тюленей или лосося. Мастерски врут и плетут интриги обезьяны, когда речь заходит о лакомых кусочках, ухаживаниях за самками и борьбе за власть. Даже в колонии дрожжей есть намёки на обман и воровство!
Но никто из животных, конечно, не способен врать так виртуозно, как человек. У нас для этого есть развитая префронтальная кора, выразительная речь и умение делать покерфейс, чтобы не поймали. Другое дело, что животные обманывают, скорее всего, неосознанно и без зазрения совести – её у них просто нет. А вот у людей имеется мораль, то есть чёткие представления о добре и зле, закреплённые в культурном коде. И это всё усложняет.
Моральные установки постоянно конкурируют с желанием соврать, даже взрослому трудно бывает избежать соблазна. Что же говорить про детей, которые лет до 6 с подачи американского психолога Лоуренса Колберга, основателя теории нравственного развития, вообще считаются «доморальными» существами.
От фантазёра до Макиавелли
Поэтому дети врут – и много. Просто потому, что года в 2–3 когнитивное развитие уже позволяет им осознавать, что мысли, чувства и эмоции окружающих отличаются от их собственных, и на них можно попробовать повлиять. Начинаются эксперименты с выворачиванием реальности наизнанку и дикими выдумками, в которые маленькие вруны и сами верят. Может, мама согласится, что кот сам себе отстриг усы? Кстати, вдруг это и в самом деле кот?
Первые попытки ещё очень наивны и больше про богатое воображение, чем про сознательное враньё, но родители всё равно переживают – обманщик растёт! Конечно, ложь справедливо порицается в обществе, да и отец её сами-знаете-кто. Но на этом этапе обман означает лишь то, что мозг ребёнка нормально развивается. Этому даже можно порадоваться.
Другое дело, что годам к 7 дети умнеют настолько, что переходят на вполне взрослый уровень вранья. Особенно одарённые лгуны со временем могут стать настоящими Макиавелли, мастерами интриг, подстав и манипуляций.
Продвинутый лжец умеет выстраивать сложные стратегии, помнит, что именно наплёл, не путается в показаниях, умеет держать лицо и для пущей убедительности разбавляет обман долей правды. У него, как правило, отличная рабочая память и самоконтроль. И в самом деле – талант своего рода! Но при этом даже старшие дошкольники в общих чертах знают, что врать нехорошо. Так зачем же они это делают?