История постройки авианосца «Викрант»

Наука и техникаHi-Tech

Авианосцы ВМС Индии XXI века

Юрий Каторин

В 1986 году Индия достигла соглашения с Великобританией о покупке ветерана Фолклендской войны – авианосца «Гермес». После ремонта на английской верфи в 1987 году он вошел в состав индийского флота под названием «Вираат». Водоизмещение – 23900/28700 т; основные размерения: 226,9 × 48,8 × 8,7 м.; скорость – 28 узлов; экипаж – 1350 (143) чел. Вооружение: 12 SEA HARRIER, 6 SEA KING, 4 KA-31; 2 ЗРК/ЗАК «Каштан»; 2 × 8 УВП BARAK.

В 1993-м в результате тяжелой аварии было затоплено машинное отделение корабля. Ремонт продолжался до 1995 года, в ходе ремонта корабль получил новый усовершенствованный тип радара. В 2002 году были установлены новые комплексы ПВО, закупленные в России и Израиле. Единственный действующий авианосец «Вираат» оставался в строю боевых кораблей Индии до 2017 года, пока ВМФ не получил новый авианесущий корабль. 6 марта 2017 года «Вираат», являясь старейшим авианосцем в мире из находившихся в строю, неся службу более 57 лет, был официально выведен из боевого состава ВМС Индии. Церемония прошла на территории военно-морской верфи в Мумбаи.

Церемония последнего спуска флага на авианосце «Вираат». 06.03.2017

Индия уже давно планировала ввести в строй новый авианосец. Находящийся на вооружении «Вираат» безнадежно устарел и был намечен к списанию до 2012–2013 года. К этому времени необходимо было получить другой авианесущий корабль. В 1988 году французы изучали возможность заключения контракта с Индией на постройку авианосца водоизмещением 28 тыс. т для замены уж совсем древнего «Викранта» (спущен на воду 22 сентября 1945 года). В прессе сообщалось, что велись переговоры с Украиной о приобретении недостроенного тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», однако сделка не состоялась. Отказались индийцы и от покупки французского «Клемансо», что позволило Бразилии остаться в «авианосном клубе» (см. НиТ № 6, 2016 г.). Выбор был сделан в пользу российского корабля – как более нового. В феврале 1998 года в прессе мелькнуло сообщение о подписании контракта на приобретение в России тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Прежде чем принять окончательное решение, индийская военная делегация посетила Северный флот и проинспектировала состояние корабля, который в 1995 году был передан в резерв.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

В 1975–1987 годах в состав ВМФ СССР вошли авианесущие корабли типа «Киев» (пр. 1143–1143.4, «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку»), классифицированные как «тяжелые авианесущие крейсера» (ТАВКР). Корабль объединил в себе качества ракетного крейсера, большого противолодочного корабля и вертолетоносца. Он имел два варианта авиапарка: при двух спасательных вертолетах и двадцати СВВП Як-38 или такое же количество противолодочных вертолетов Ка25ПЛ. Второй вариант являлся чисто противолодочным, и потому корабль мог бы называться противолодочным вертолетоносцем, тем более что он имел мощное противолодочное вооружение вплоть до комплекса ПЛО «Вихрь». (см. т. 3 «Авианосцы “холодной войны”»).

Четвертый корабль серии (пр. 1443.4) несколько отличался от предыдущих, это был ТАВКР «Баку». Его основные тактико-технические характеристики: водоизмещение – 44500 т, длина – 274 м, ширина – 32,7 м, осадка – 10 м, размеры полетной палубы: 189 × 20,7 м, скорость – 32 узла, мощность котлотурбинной силовой установки – 200 тыс. л. с., дальность плавания – 13500 миль. Вооружение: 36 летательных аппаратов (самолеты ВВП Як-38, вертолеты Ка-25 или Ка-27, предназначенные, в зависимости от модификации, для противолодочной обороны, дальнего радиолокационного дозора или поисково-спасательных операций).

Одной из причин вывода их из боевого состава флота этих кораблей называлось снятие с вооружения, честно говоря, не слишком удачных самолетов Як-38. Однако ничто не мешало переквалифицировать эти корабли в крейсера-вертолетоносцы, что, кстати, и было сделано с «Баку», который переименовали 4 октября 1990 года в «Адмирала флота Советского Союза Горшкова». Североморцы очень рассчитывали иметь в составе своего флота две авианосных группы: одну с авианосцем «Адмирал Кузнецов» во главе, оптимизированную для решения задач ПВО, другую – с «Адмиралом Горшковым» – для задач ПЛО. Не вышло, 3 февраля 1992 года на крейсере «Адмирал Горшков» случился пожар, после чего корабль стал в вялотекущий «ремонт» на СРЗ-35 в Росте (Мурманск).

Североморцы очень рассчитывали иметь в составе своего флота две авианосных группы: одну с авианосцем «Адмирал Кузнецов» во главе, другую – с «Адмиралом Горшковым»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Включение в систему» «Включение в систему»

Как немецкий народ приобщали к обязательной для всех нацистской идеологии

Дилетант
Вклад в людей и технологии Вклад в людей и технологии

Москва поддерживает бизнес, выделяя гранты на развитие экспортной деятельности

Ведомости
Эпохальное восьмилетие Эпохальное восьмилетие

Какой была «ельцинская эпоха» независимой России?

Дилетант
Конструктор маркет-независимости Конструктор маркет-независимости

Как селлерам помогают сервисы по созданию независимых интернет-магазинов

Монокль
«Добрая дочь Витовта» «Добрая дочь Витовта»

Для средневековой истории ребёнок на престоле — практически гарантия смуты

Дилетант
Китайское рекламное чудо Китайское рекламное чудо

На какую рекламу тратят рекламный бюджет компании на российском рынке

Ведомости
Тяжба дяди Дреда Тяжба дяди Дреда

История афроамериканца Дреда Скотта, который пытался оспорить свои права в суде

Дилетант
Как приручить маркетинг и использовать его на все 100: объясняет эксперт Дмитрий Бескромный Как приручить маркетинг и использовать его на все 100: объясняет эксперт Дмитрий Бескромный

Как развить свой продукт с помощью digital-маркетинга

VOICE
История болезни: двойная мораль История болезни: двойная мораль

Коммунистические вожди не доверяли своё здоровье отечественным медикам

Дилетант
Взлетная полоса Взлетная полоса

Брутальный и динамичный интерьер для молодого человека

SALON-Interior
«Мы создали монстра»: как миллиардер Масаеси Сон собрал фонд на $100 млрд и потерял доверие рынка «Мы создали монстра»: как миллиардер Масаеси Сон собрал фонд на $100 млрд и потерял доверие рынка

Чем грозит Масаеси Сону разрастание кризиса внутри его бизнес-империи?

Forbes
Движение вверх Движение вверх

Почему современные мегаполисы должны делать ставку на вертикальный рост?

Ведомости
Выстрел в финале пьесы Выстрел в финале пьесы

Кадровый дефицит в милиции: что говорят архивы и уголовные дела

Дилетант
Во имя автомобиля Во имя автомобиля

Автокомпании выпускают не только машины: от тракторов до часов и детских колясок

Men Today
6 продуктов с высоким содержанием протеина и низким содержанием калорий 6 продуктов с высоким содержанием протеина и низким содержанием калорий

Список лучших низкокалорийных продуктов, богатых белком

ТехИнсайдер
Платеж за доверие Платеж за доверие

Рынок платежных агентов все больше консолидируется вокруг банков

Ведомости
Трактор заедет в конкурентную нишу Трактор заедет в конкурентную нишу

Производство тракторов во Владимире: инвестиции, технологии, команда

Монокль
Деньги на дорогах Деньги на дорогах

Как растут штрафы для автомобилистов

Деньги
Созданы в России Созданы в России

Доля семян российской селекции в посевах приблизилась к 68%

Агроинвестор
Охота на пиратов Охота на пиратов

Как спортивные каналы и лиги борются с пиратами

Ведомости
Денис Шевченко Денис Шевченко

Сентиментальный твист и «Новая Академия» в квартире Дениса Шевченко

Собака.ru
Новое прочтение Новое прочтение

Современная архитектура и продуманный классический интерьер: дом в Подмосковье

SALON-Interior
Оборона в глубоком тылу Оборона в глубоком тылу

Какие экономические решения сделали СССР страной-победителем

Эксперт
Ценный попутчик Ценный попутчик

Как путешествовать с собакой без стресса

Лиза
Как USAID научило армян ненавидеть Россию Как USAID научило армян ненавидеть Россию

Операция USAID под кодовым названием «Армения» войдет в учебники

Монокль
Энергостратегия-2050: поддадим газу, дадим угля! Энергостратегия-2050: поддадим газу, дадим угля!

Перспективы развития топливно-энергетического комплекса России

Монокль
ВЭБ определил стратегию ВЭБ определил стратегию

Группа ВЭБ ориентируется на нацпроекты

Эксперт
Хуже станет всем Хуже станет всем

ВТО прогнозирует сокращение в 5 раз американо-китайской торговли

Ведомости
В древнем левантийском поселении изготавливали пурпур на протяжении 500 лет В древнем левантийском поселении изготавливали пурпур на протяжении 500 лет

В Тель-Шикмоне примерно 500 лет находился крупный центр по производству пурпура

N+1
Гости из настоящего и будущего Гости из настоящего и будущего

Столичная туриндустрия укрепляет свои позиции как драйвера развития Москвы

Ведомости
Открыть в приложении