«Русланы» уходят. Часть 1

В марте 2020 года громким событием стала новость: самолет Ан-124 доставил из Китая 25 млн медицинских масок за один рейс. Да, в наше время пандемия стала казаться чем-то из далекого прошлого, хоть и произошла совсем недавно. В те непростые месяцы воздушные лайнеры в ходе регулярных рейсов привозили в Россию бесчисленное число так нужных тогда медикаментов – масок, антисептиков, ПЦР-тестов. И ключевым самолетом «воздушного медицинского моста» стал лайнер Ан-124. Можно долго говорить о подробностях случившегося, однако стоит отметить еще одну, нечасто озвучиваемую мысль: таких самолетов у нас не так уж и много, к тому же парк «Русланов» активно стареет. Речь идет не только о физическом старении в контексте возраста и ресурса, но и об устаревании экономических характеристик, то есть самолет становится все менее актуальным в современности. Ожидается, что в течение 10–15 лет «Русланы» начнут активно уходить в прошлое. Можно ли это предотвратить?
История Ан-124 «Руслан» уходит во времена зарождения реактивной авиации. В 1965 году в США стартовала разработка самолета C-5 «Galaxy», который по своим характеристикам кратно превосходил военно-транспортные самолеты СССР. Это грозило серьезными имиджевыми потерями, и, что более важно, американские войска в перспективе могли обрести значительное превосходство в стратегической мобильности. Очевидно, советское руководство не могло оставить такую угрозу без внимания – в 1966 году было издано совместное постановление ЦК и Совета Министров СССР, а несколько позже еще одно – Министерства авиационной промышленности. Именно эти документы дали старт разработке Ан-124.
Задачу создания самолета, не уступавшего американскому «Galaxy», поручили Киевскому механическому заводу – так в то время называлось АНТК имени Олега Константиновича Антонова. Первоначально КБ предложило создать лайнер на основе уже имевшихся технологий и заделов, однако госкомиссия такую идею не одобрила, и работникам КБ пришлось прорабатывать новые варианты. Так, в 1972 году комиссия выбрала для дальнейшей разработки один из проектов, носивший название Ан-124, или «Изделие 200», а в течение следующего года был окончательно определен облик машины с постройкой полноразмерного макета. Разработка продвигалась вперед, однако подходы, применявшиеся при конструировании изделия 200, носили консервативный характер, что не позволяло даже на бумаге получить машину с действительно выдающимися относительно C-5 «Galaxy» характеристиками.
Тщательно взвесив все «за» и «против», в 1976 году О.К. Антонов принял непростое решение о полной переработке проекта, которому присвоили новый шифр – «изделие 400». С этого момента поставленная цель заключалась в создании самолета, не имеющего в мире аналогов по многим параметрам. Для ее достижения была разработана и реализована комплексная программа, предусматривавшая улучшение всех составляющих эффективности самолета – аэродинамических характеристик, показателей прочности и ресурса, весового совершенства, удельных характеристик силовой установки, функциональных возможностей систем и оборудования, трудоемкости техобслуживания и ремонта и так далее. Принятие данной программы не только сыграло решающую роль в создании «Руслана», но и повлияло на развитие всей советской авиапромышленности.