Блестящая партия

Бывают интервью-откровения, бывает легкая болтовня, иногда случаются диалоги-схватки. Эта беседа скорее напоминает шахматную партию. Перед разговором с Тиной Канделаки я захватила ее в момент завершения совещания с коллегами и заметила, что она очень требовательна к людям. Но во время нашей встречи поняла: всё же сначала она требовательна к себе. Как-то сразу захотелось выпрямить спину и не задавать глупых вопросов. Благо и говорили мы «про умное» — шоу «Умнее всех» на канале «Пятница!» и интеллектуальные программы в целом, риски продюсеров развлекательных каналов в погоне за трафиком и «безопасное смотрение» телезрителей всех поколений.
Мы знаем, что соцсети часто не отражают реальности. Недавно видела у вас пост про то, что вы носите с собой в офис контейнер со своей правильной едой, — и вот я в вашем кабинете и вижу это своими глазами.
Дело в том, что на работе я провожу очень много времени. Тут есть два выхода: делать себе поблажку, что я столько работаю, поэтому какие-то вещи в моей жизни невозможны, или не делать себе поблажку и есть во время совещаний. Я выбрала второе. Я уже даже не извиняюсь — достаю контейнеры и ем. Набор обычный: огурцы, суп, голубика. Чуть позже пью чай, и на этом к трем часам дня я заканчиваю есть вообще.
Как вообще?
Ну смотрите, пищеварение занимает какое-то время. Я устаю довольно сильно, плюс стресс никто не отменял. Это дополнительные усилия, которые организму нужно прилагать для того, чтобы я успокоилась и уснула. В трудовом графике любого человека основное — это стараться ложиться спать вовремя. Отмечу для всех, кто плохо засыпает: чем раньше вы перестанете есть, тем легче уснете. На голодный желудок, во всяком случае мне, засыпать легче.
А во сколько вы ложитесь?
С 22.00 я стабильно в кровати.
А встаете?
В 6.30–7.00.
Давно вы живете в таком графике?
Я всю жизнь так жила. Плюс дети этому способствовали. (Улыбается.) Я всегда была дисциплинированной, с юности работаю и каждый раз прошу, чтобы все съемки начинались раньше и не уходили в ночь. Можно сказать, что я максимальный антипод Гарика Харламова. Он засыпает — я просыпаюсь, и наоборот. (Смеется.)
Тина, вопрос к вам как к ведущей шоу «Умнее всех». Это же довольно серьезный стресс для ребенка, можно ли в какой-то момент так сильно запереживать, что перестать выдавать результат?
Да, конечно.
По сути, вы выбираете не самого умного, а того, кто смог собраться?
Это разговор о родителях и их желании сделать жизнь детей публичной. Раньше, до существования соцсетей, детей особо никто не видел, а сейчас известные и неизвестные родители делают своих детей максимально публичными. А вот спросите этих детей, узнаете массу интересных вещей: кто-то на самом деле счастлив (но тут еще вопрос, не испортит ли это в дальнейшем ваши отношения с ребенком), а кто-то быть известным не хотел и поэтому максимально избегает визуальной реальности жизни, которую навязали родители. Я здесь хочу сделать исключение для родителей, чьи дети идут в спорт, идут в драмкружки, — это всё очень индивидуально. Вообще, в воспитании детей, будучи родителем, сложно обсуждать чужие методики. Чтобы никого не обидеть, отвечу про себя: я, как родитель, никогда не стремилась к тому, чтобы мои дети были известными.
Это правда. Нам только однажды удалось снять с вами семейную историю.
Такие съемки дают больше ненужных испытаний в юном возрасте: тебя все знают в лицо, у тебя шлейф популярности твоего родителя, и ты волей-неволей несешь ответственность и за их поступки. И тут с точки зрения формирования детей, которые участвуют в любых интеллектуальных шоу, есть две важные темы. Тема 1 — родители и их решение помочь своим детям проявить свои знания. Это хорошо, потому что формирует уверенность и устойчивость детей в социуме, к испытаниям, конкуренции, к сложной агрессивной среде, в которой они наверняка будут оказываться по жизни. Это формирует soft - и hard-skills — умения показывать свои профессиональные компетенции наравне с устойчивым профессиональным интеллектом. Но у этого «хорошо» есть оборотная сторона: это всё равно дети, которых подтолкнули родители. Мои родители, например, вообще не хотели, чтобы у меня была публичная карьера, я этого захотела сама, и остановить меня не удалось никому. Каждая история индивидуальна. Как эти дети смогут использовать такой опыт, не знает никто: кто-то станет успешным человеком, кто-то будет стараться избежать публичности. Побеждает и самый стрессоустойчивый ребенок, и самый умный — случайным там не победить. Еще важна логика, ведь знания без логики не имеют смысла, важно понимать, как эти знания можно применить. Побеждает тот, кто упорен и менее эмоционален.