Слушаем и не осуждаем: чем полезны сплетни на работе и когда они вредят коллективу
Раньше сплетни помогали людям выживать, а сегодня могут быть как важной частью коммуникации между людьми, так и негативно влиять на психику и распространяться на огромную аудиторию благодаря соцсетям и чатам. Forbes Life рассказывает, как такие разговоры могут влиять на рабочий процесс и настроения в офисе

Сегодня сплетнями называют неформальный обмен оценочной информацией — и во многих культурах это считается нарушением нормы. Однако изначально это был значимый психологический инструмент, который человек приобрел в ходе эволюции. В 2004 году британский антрополог Робин Данбар выдвинул теорию, согласно которой сплетни, как и другие коммуникативные навыки, передались людям от приматов.
Шимпанзе формировали группы, защищали друг друга от хищников. «Платой» за помощь и способом поддержки социальных связей внутри группы становился груминг — поглаживание и поедание вшей. Вместо вычесывания друг друга люди стали использовать язык. Сплетни, как и речь, — это исключительно человеческий инструмент, который также помогал распространять ценную информацию между сообществами и выявлять «предателей» общины.
Профессор психологии Фрэнсис Т. МакЭндрю подтверждал, что сплетни в прошлом нужны были людям, чтобы выжить, передать гены и информацию о жизни окружающих: у кого есть влиятельные друзья, ресурсы, а кто может нанести опасный удар.
В 2019 году американские ученые провели исследование, в котором приняло участие 467 человек: 269 женщин и 198 мужчин. Несколько дней они носили на себе записывающее устройство. В результате оказалось, что только 14% их разговоров были сплетнями о третьих лицах. В среднем в день люди тратили на них 52 минуты. Также выяснилось, что мужчины и женщины сплетничают одинаково.
А исследователи Иллинойского университета в Чикаго в 2020 году проанализировали способы распространения сплетен. Один из соавторов публикации, математик Лаура Шапосник вывела модель на основе общества из 10 000 человек. По ее данным, достаточно 250 поверивших в сплетню, чтобы она овладела умами 10 000 человек (или как минимум половины из них), при условии, что член сообщества слышит о ней от троих других.
Функции и влияние сплетен
В 2009 году исследовательская компания OnePoll опросила 5000 человек и установила, что мужчины сплетничают 76 минут в день, в то время как женщины — около 50 минут. Предпочтительным местом для обмена сплетнями мужчины назвали офис. Женщины обсуждали других вместе с друзьями, не выходя из дома. 58% мужчин признали, что, сплетничая, чувствуют себя «частью компании», 31% отметил, что сплетни с партнером для них лучше, чем сексуальные отношения. Мужчины делились, что обсуждают слухи о возможных отношениях в офисе, продвижение по службе, секс и зарплату. Женщины — новости о знаменитостях, отношения между друзьями и родственниками.
Психолог и гештальт-терапевт Андрей Зайцев в интервью Forbes Life отмечает, что в современном мире сплетни могут быть позитивными, негативными или абсолютно нейтральными. «Сплетни — это обсуждение человека без его участия, — говорит Зайцев. — К примеру, фраза «Люду повысили на работе» — это просто факт, но, если человек говорит о Люде в ее отсутствие, это уже будет сплетня».
По словам психолога, сплетни помогают развивать отношения между людьми. Чаще всего мы сплетничаем для укрепления дружбы. «Как дела у Люды?» — абсолютно нейтральный вопрос. Он помогает установить двум людям контакт, начать неформальную беседу. Но все-таки это сплетня, потому что Люда не слышит этот разговор.