Современный Иран надеется сохранить государство и суверенитет

МонокльОбщество

Своей иранской тропой

Балансируя между войной и миром, ядерным арсеналом и экономическим прогрессом, традиционализмом и современностью, духовенством, силовиками и реформаторами, современный Иран надеется сохранить государство и суверенитет

Леонид Цуканов, кандидат политических наук, эксперт Российского совета по международным делам, консультант ПИР-Центра.

Пятничная молитва мусульман в Тегеране

Иран вступил в очередные масштабные переговоры с Западом по своей ядерной программе и пересмотру санкционного режима. Страна активно оспаривает свое региональное положение, стремясь перейти в разряд сверхдержав даже ценой затяжного конфликта с западной коалицией, готова к компромиссу, но не согласна на унижение.

Внутри Ирана иногда вспыхивают народные волнения, которые пытаются объяснять то голодными бунтами, то восстанием против теократии, то энергетикой прогрессистов — и именно такой общественной и политической нестабильностью часто аргументируют, почему Тегеран «не дорос» до ответственного обладания ядерным оружием, в отличие от других соседей по региону.

Во многом это происходит потому, что «за кадром» остается богатый культурный, социальный и религиозный пласт, характерный для иранской внутренней политики. А потому все же резонно посмотреть на некоторые идеологические основания и политические догмы Исламской Республики глазами местных жителей. Через призму их ценностей, страхов и желаний.

Культурный баланс

Иран — довольно консервативная страна, жизненный уклад которой определен религиозными догмами. Несмотря на это, ситуация в нем отличается от плакатной картинки, которую любят рисовать израильские (а иногда и западные) СМИ — с бесправными женщинами, диктатом ультраконсервативных исламских священнослужителей, катком репрессий и абсолютным контролем за любыми действиями жителей.

На деле ситуация складывается иначе. В отдаленных от столицы провинциях (особенно в сельской местности) царит консервативный уклад, местные жители следуют принципу «свой — чужой» и с опаской реагируют на любые проявления инакомыслия. Однако внутри каждой такой общины есть собственные порядки и традиции. Случается и так, что по отдельным вопросам — будь то соблюдение религиозных обрядов или границы допустимого соприкосновения с западной культурой — самоограничения уездных обществ даже жестче, чем в среднем по стране.

В крупных городах дышится на порядок свободнее. Остается место даже для шумных вечеринок западного образца. Правда, со своими условностями: организаторы снимают загородные дома с надежной шумоизоляцией, чтобы снизить риск обнаружения. Это позволяет молодежи выпустить пар «за закрытыми дверями» (включая употребление алкоголя), не попадая в поле общественного порицания. Разумеется, власти о подпольных вечеринках знают, но не чинят им больших препятствий — во всяком случае, пока организаторы соблюдают грань дозволенного.

Конечно, иранское общество не стоит на месте и постепенно трансформируется, религиозные нормы хотя и остаются основой уклада, не противоречат здравому смыслу.

EPA/Wael Hamzeh

Весьма показательна в данном контексте эволюция подхода иранских властей к контролю за ношением хиджабов. На протяжении пяти лет эта тема была головной болью официального Тегерана — правительство с большим трудом искало баланс между консервативной и прогрессивной частями общества, натыкаясь на сопротивление то одной, то другой стороны.

Первое время власти пытались сохранить обязательность ношения хиджабов, подавляя протестные выступления женщин и даже угрожая «блокировать счета» тех, кто перечит догмам. Однако в итоге вынуждены были пойти на попятную: страну сотрясали бесконечные протесты из-за каждого резонансного притеснения женщины. На расформирование отвечавшей за контроль над ношением хиджабов «полиции нравов» («Гашт-э Эршад»), о завершении полномочий которой власти сообщали еще в 2022 году, потребовалось еще почти три года.

Правда, решение смотреть на поведение женщин сквозь пальцы вылилось, в свою очередь, в протесты консервативной части населения. В конце марта — начале апреля 2025 года прошло несколько митингов, в которых участвовали в том числе женщины. Официальному Тегерану пришлось урезонивать и эту сторону, достаточно жестко разогнав манифестантов. Причем с использованием тех же средств, что и во времена борьбы с противниками хиджабов.

Иран в своей неоднозначности не одинок. Поиском баланса между традиционализмом и прогрессивной культурой озабочены и его соседи по Заливу, в первую очередь Саудовская Аравия, где со второй половины 2010-х годов развернулись масштабные светские реформы. Исламскую монархию «с современным лицом» вот уже пять лет активно строят Катар и ОАЭ. Схожие подвижки (пусть пока и не столь явные) наблюдаются и в Кувейте, считающим себя «последним бастионом» традиционализма не только на Аравийском полуострове, но и на всем Ближнем Востоке.

Мусульманские страны следят не только за собой, но и друг за другом — подмечая, где конкурент поспешил, а где, напротив, проявил слишком мало напора и потому остался не у дел. И с проблемами сталкиваются во многом схожими — с предрассудками, нежеланием части населения рушить традиционный уклад жизни, общей инертностью общественной жизни.

Тегеран, в отличие от аравийских монархий, в меньшей степени оглядывается на мнение соседей, предпочитая задавать ценностные тренды самостоятельно. Например, страна быстрее прочих приняла криптовалюту и даже нашла способ использовать ее для покупки санкционных товаров, в то время как в половине монархий Залива публичное обращение с криптовалютами все еще порицаемо. Иран же превратил собственную криптовалюту, цифровой риал, в культурный символ, сделав ее одним из столпов своей «экономики сопротивления».

Ястребы и голуби

В силу специфики политического устройства страны значительная часть иранской элиты сформирована из числа консервативных духовных авторитетов (так называемых аятолл), а высшая власть в стране принадлежит верховному аятолле (рахбару), за которым всегда остается последнее слово по внутри- и внешнеполитическим вопросам. Авторитет рахбара и его окружения огромен, он же служит основным «нравственным барометром» и задает тон реакции значительной части иранского общества на те или иные события.

Однако духовенство не единственная группа влияния внутри консервативного крыла иранской политики. Большой вес получили представители силовиков — главным образом генералы Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Будучи наследниками Революционной гвардии и имея привилегированное положение в системе безопасности — фактически отдельной малой армии, стражи считают себя одним из столпов Республики и выступают за то, чтобы их политический голос звучал наравне с духовенством.

Формально ведущей силой внутри консервативного крыла остаются аятоллы — на них (и в первую очередь на рахбара) ориентируются стражи при работе над законодательством и в повседневной жизни; их же именем обосновывают военные операции. Однако в последние несколько лет выходцы из КСИР пытаются аккуратно ограничить влияние духовенства на отдельные политические процессы в пользу силового блока. И преуспевают в этом: на президентских выборах 2021 и 2024 годов кандидаты от силовиков были в числе фаворитов гонки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Татьяна Ким: «Планы на Ближний Восток, Азию и Африку остаются в силе» Татьяна Ким: «Планы на Ближний Восток, Азию и Африку остаются в силе»

Чего ждут подростки от e-commerce, зачем сейлерам наружная реклама

РБК
Женщина хочет крови: что такое femgore и как нас пугают безумными героинями в кино Женщина хочет крови: что такое femgore и как нас пугают безумными героинями в кино

Как под страшной маской femgore скрываются сатира и социальная критика

Forbes
Темные материи Темные материи

Полина Ауг о тонкостях работы и отсутствии мистики на съемочной площадке

Правила жизни
Маме не говори Маме не говори

О чем не стоит рассказывать даже маме? Вернее – особенно ей?

VOICE
«И всюду он гусар» «И всюду он гусар»

Лейб-гвардию Гусарского полка восторженно воспевали в стихах и на полотнах

Дилетант
Меркантилизм, абсолютизм и танатология глобализации Меркантилизм, абсолютизм и танатология глобализации

Трамп открыл чемпионат мира по торговым тарифам

Деньги
«Перезапуск будущего. Как „починить“ нематериальную экономику» «Перезапуск будущего. Как „починить“ нематериальную экономику»

Связь между нематериальной экономикой и усугублением проблемы неравенства

N+1
Как подключить и заменить праймер на бензопиле — простая инструкция Как подключить и заменить праймер на бензопиле — простая инструкция

Инструкция, как заменить праймер на бензопиле

CHIP
Разбираем типичные проблемы российских предпринимателей Разбираем типичные проблемы российских предпринимателей

Список из важнейших ошибок российских предпринимателей

Inc.
3 шага, которые позволят сменить работу без финансовых рисков и потерь 3 шага, которые позволят сменить работу без финансовых рисков и потерь

Решение сменить работу связано с финансовым риском. Как его не допустить?

Inc.
Заряженные капли отказались разбрызгиваться при ударе о твердую поверхность Заряженные капли отказались разбрызгиваться при ударе о твердую поверхность

Электричество вокруг заряженной капли предотвращает ее разбрызгивание

N+1
Дорожная карта Дорожная карта

Фильмы, которые помогут увидеть мир

Лиза
Топ процедур по омоложению на 45 лет Топ процедур по омоложению на 45 лет

Лучшие косметологические методики для 45-летних

VOICE
Беззубый театр. Беседа на спорные темы Беззубый театр. Беседа на спорные темы

Продолжение статьи худрука Марка Розовского о современном театре

Знание – сила
Олег Липовецкий: Режиссер – это бог в пределах своих компетенций Олег Липовецкий: Режиссер – это бог в пределах своих компетенций

Олег Липовецкий рассказал, как руководящая должность сделала его мизантропом

Ведомости
А как у них? А как у них?

6 рецептов пасхальных куличей из разных стран

Лиза
Китайское рекламное чудо Китайское рекламное чудо

На какую рекламу тратят рекламный бюджет компании на российском рынке

Ведомости
Мир, дружба, Мир, дружба,

Актеры Кирилл Кяро и Даниил Страхов — о дружбе, работе и “Гипнозисеˮ

Men Today
Алексей Гореславский: Контент не кирпич, который просто лежит на платформе Алексей Гореславский: Контент не кирпич, который просто лежит на платформе

ИРИ – организация, которая поддерживает производство онлайн-контента

Ведомости
Островский – революция в русском театре Островский – революция в русском театре

Гончаров, известный трилогией на букву «О», был интересным и метким критиком

Знание – сила
Пасту для ассирийских табличек для письма сделали из воска и аурипигмента Пасту для ассирийских табличек для письма сделали из воска и аурипигмента

Чем покрывали деревянные дощечки для письма в Древней Месопотамии?

N+1
Революция как массовый психоз? Революция как массовый психоз?

Учёный или шарлатан? Как разбирали труды Чижевского в 1940 году

Дилетант
Вагон с прицепом Вагон с прицепом

Почему растут цены на ремонт железнодорожной техники

Эксперт
«Пройти процесс самопознания»: как через смыслы найти свою мотивацию в бизнесе «Пройти процесс самопознания»: как через смыслы найти свою мотивацию в бизнесе

Как найти мотивацию и смысл в своей деятельности

Forbes
Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели

Как выглядят авиационные электродвигатели, где установлены и как управляются?

Наука и техника
Лидеры немного замедлились Лидеры немного замедлились

Топ-25 игроков увеличили выпуск комбикормов на 2,8%

Агроинвестор
Химики воспроизвели межзвездный синтез всех молекул цикла Кребса Химики воспроизвели межзвездный синтез всех молекул цикла Кребса

Химики в лаборатории синтезировали весь набор карбоновых кислот из цикла Кребса

N+1
Самокаты все ближе к потолку Самокаты все ближе к потолку

Рынок кикшеринга вырастет в 1,7 раза к 2027 г

Ведомости
Довести промышленность до автоматизма Довести промышленность до автоматизма

Каким образом будет формироваться внутренний спрос на роботизацию в России

Монокль
Апрель: «нашествие» хохлаток Апрель: «нашествие» хохлаток

Хохлатки-эфемероиды — радостный вскрик пробуждающейся природы

Наука и жизнь
Открыть в приложении