Замахнуться на святое: как молоко стало самым спорным продуктом XXI века

Столетиями молоко было символом здоровья, силы и материнской заботы. Сегодня оно — повод для споров между нутрициологами, зоозащитниками и биотехнологами. В одних культурах его пьют с детства до старости, в других — обходят стороной. Одни называют молоко суперфудом, другие винят в воспалениях и аллергиях. А генетическая предрасположенность к лактозной непереносимости, растущая популярность растительных альтернатив и стремление к устойчивому потреблению превращает его в один из самых противоречивых продуктов нашего времени.
Как молоку понадобилась реклама
Даже тот, кто не видел культовую рекламу молока Got Milk, посчитает знакомым образ человека с молочными усами-улыбкой над губой. Кампания, которая проходила с 1993 по 2012 годы, считается классикой маркетинга. В ее рамках на плакатах и в рекламных роликах появлялись знаменитости — Серена Уильямс, Дэвид Бекхэм, Бритни Спирс и Бейонсе. Но почему молоко пришлось агрессивно рекламировать? Ведь этот продукт был с нами всегда: млекопитающие появились еще 210-220 млн лет назад. Европейская культура буквально «вылилась из молока»: мифологическая Гера разлила его по космосу, когда узнала, что кормит чужого младенца. Так и «появилась» наша галактика — Млечный Путь (от греч. гала — молоко. — Forbes Life).
Казалось бы, продвигать молоко — это почти как продвигать воздух. Но маркетологам пришлось поработать: идея кампании gotmilk.com была в том, чтобы напомнить: без молока никуда. «Молоко должно быть в каждом доме», — сформулировали заказчики. К тому моменту индустрия уже фиксировала серьезное снижение спроса (на 25% в США) и винила в этом газированные напитки, которые, благодаря мощным рекламным кампаниям, заменяли молоко.
К 2021 потребление молока в США достигло исторического минимума, что особенно заметно у поколения Z (они покупают на 20% меньше молока, чем в среднем по стране). Этому способствуют неутомимые нутрициологические дебаты вокруг молока и конкуренция со стороны растительных «альтернатив».
«Переработкой молока человек занимался со времени приручения млекопитающих. И до второй промышленной революции в технологическом процессе мало что изменилось», — рассказывает молочный технолог Сергей Недорезов. За последние 150 лет переработчики прошли путь от медного котла на костре до высокотехнологичных производств с минимальным участием человека, объясняет технолог: «это как сравнить первый автомобиль с сегодняшними моделями». Но за технологии человечество расплатилось потерей продукта: «того» молочного продукта больше нет. «Осталось только название, — говорит эксперт. — Дело в том, что крупные игроки не только нормализуют и пастеризуют молоко, но и добавляют химические элементы (для сохранности, красоты, увеличения объема)».
С 2003–2004 годов рост спроса на молоко, особенно в развивающихся странах Азии, сделал жидкое молоко предметом мировой торговли. Ранее его низкая цена не покрывала затрат на транспортировку, но к 2005 году цены выросли на 50 %, а к 2007 — удвоились. Это стимулировало экспорт и рост производства. Крупнейшими экспортерами стали Новая Зеландия, ЕС, Австралия, Аргентина, США, Индия, Украина и Беларусь.
В среднем на одного человека в мире приходится около 120 кг молочных продуктов в год — если считать глобально.Больше всего молока употребляют в Евросоюзе. Среди мировых лидеров по потреблению молока на душу населения — Финляндия, Черногория, Нидерланды, Швеция и Швейцария. По данным Faostat, в этих странах на одного человека приходится от 300 до 430 кг молока в год. Однако важно понимать, что речь идет не только о питьевом молоке, но и о переработанной продукции, включая йогурты, сыры и сливки.
Когда выбор становится позицией
Исторически для многих народов молоко было важнейшим источником белка. Но вряд ли раньше люди подходили к употреблению этого продукта так осознанно, как сейчас. Сегодня потребитель выбирает, какой молочный продукт, когда, с чем будет употреблять или не будет вовсе. Против молока выстраивается целая коалиция: веганы (не все согласны с принципами молочной промышленности), биохакеры и зумеры. Одни считают его продуктом эксплуатации животных, другие — источником воспалений, третьи просто «некрутым». Базовый продукт вдруг оказался идеологическим и поколенческим маркером.
Автор книги «Молоко! Самый спорный продукт», лауреат Дейтонской литературной премии мира в области научной литературы Марк Курлански отмечает, что это самый противоречивый продукт питания в истории: он первым оказался в фокусе современной науки, первым начал строго регулироваться на государственном уровне и до сих пор вызывает удивительно сильные эмоции.
Научное мнение: врачи и диетологи предупреждают
В России молоко долго сохраняло имидж «здорового продукта» из детства, но сегодня и он начинает разрушаться под давлением глобальных трендов. Почти десять лет назад врач и телеведущая Елена Малышева, озвучила в телеэфире неожиданную мысль: польза молока — миф, признавшись позже что не сразу решилась «замахиватьтся на святое»
В России молоко долго сохраняло имидж «здорового продукта» из детства, но сегодня и он начинает разрушаться под давлением глобальных трендов. Почти десять лет назад врач и телеведущая Елена Малышева, озвучила в телеэфире неожиданную мысль: польза молока — миф признавшись позже что не сразу решилась «замахивается на святое»
Есть и более конвенциональные врачи, которые придерживаются схожей точки зрения. Нутрициолог из Гарварда Марк Хегстед уверен, что взрослым не нужно так много кальция, как было принято считать. Его коллега доктор Уолтер Уиллет, например, говорит, что необходимым этот продукт уж точно назвать нельзя — даже в контексте крепких костей. Комитет врачей за ответственную медицину (Physicians Committee for Responsible Medicine (PCRM) напоминает о насыщенных жирах, которые есть в молоке, и говорит о том, что некоторые исследования и метаанализы показывали, что высокое потребление молока увеличивает риск рака груди, простаты, яичников.