Подвал с секретом: как живет один их главных театров Москвы — пространство «Внутри»
Четыре года назад, 29 мая 2021 года, спектаклем «Я убил царя» Владимира Мирзоева в Москве открылось пространство «Внутри». Как архитектору Олегу Карлсону удалось создать один из самых модных театров столицы в подвале на «Курской», рассказывает критик Наталья Ртищева

Пьесу «Я убил царя» драматург Олег Богаев написал на основе документов, связанных с расстрелом царской семьи в Екатеринбурге. Это спектакль о памяти и чувстве вины получил известность еще и благодаря актрисе Елене Кореневой, которая сыграла собачку цесаревича Алексея, пуделя Джоя, жертвы бойни в подвале Ипатьевского дома в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Так Москва узнала о создании нового театра.
Его основатель, архитектор Олег Карлсон, раньше проектировал и строил дома для Управления делами президента, руководства «Газпрома», «АФК-системы» Владимира Евтушенкова. Но еще он был театралом со стажем. Зная об этом, актер «Гоголь-центра» Илья Ромашко в 2018 году предложил Карлсону создать общее театральное пространство на улице Казакова. Оно включало бы «Гоголь-центр», «Гоголь school» и «Театр.doc». Но в 2020 году «Театр.doc» вынужден был оставить площадку, а «Гоголь-центр» закрылся летом 2020-го, — тем не менее Олег Карлсон открыл свой театр в неприметном дворе на «Курской», вплотную к железнодорожным путям.
Из 900 кв. м цокольного пространства сделали 1500 с двумя залами, большим (на 98 мест) и маленьким. На сцене — минимум декораций, свет и звук. Костюмы актеры приносили сами по принципу «в чем пришли, в том и играют». На «Авито» купили ковры, заказали абажуры, из собственного сада в Поселке художников на Соколе Карлсон осенью приносит яблоки. Для актеров, в зависимости от содержания спектакля, варит борщ, щи, плов или финский рыбный суп.
Пространство «Внутри» — умный театр для умных людей, где идут спектакли, максимально резонирующие с сегодняшними переживаниями зрителей. Он собирает всех, кто в трудное время остался без своего театра и без своих режиссеров. К соседу в подвал перекочевали актеры Кирилла Серебренникова Семен Штейнберг и Александр Горчилин, актер из Мастерской Брусникина Петр Скворцов, присоединились актрисы Мария Смольникова и Роза Хайруллина. Так в Москве возникло место встречи единомышленников с репертуаром, откликающимся на происходящее, где с удовольствием играют знаменитости. Каждая постановка обходится в 3–4 млн рублей, а за спектакли Карлсон платит актерам больше, чем в государственных театрах.
Так, Павел Табаков играет в «Зеркале» Саввы Савельева по рассказу Генриха Белля «Молчание доктора Мурке». В оригинальной версии «Мертвых душ» молодого режиссера Владимира Комарова Полина Цыганова, дочка Евгения Цыганова, появляется в образе Собакевича, Виктория Толстоганова и Виктория Исакова — Плюшкина (в разных составах; Светлана Иванова играет Коробочку, Саша Бортич — Манилова, а Лиза Янковская — «Черную дыру». Работает в театре и дочь Олега Карлсона, Мария. В ее режиссуре идет спектакль «Верь своей собаке». Пьесу написала ее мама, драматург Нонна Гудиева, папа ходит в мерче с логотипом спектакля дочери, а двухлетний корги по